Дисульфид молибдена в моторных маслах: мифы и реальность

Дисульфид молибдена в моторных маслах: мифы и реальность

Слов о том, как полезен или вреден дисульфид молибдена для моторов автомобилей, сказано и написано очень много. Прежде чем сделать вывод о целесообразности применения моторных масел или присадок, содержащих это вещество, следует узнать о химическом составе и свойствах физико-технического характера этого соединения. Не лишним будет также разобраться в терминологии, которая зачастую вводит в заблуждение любителей авто, не очень искушенных в тонкостях маркетинговых методов и приемов.

Любое химическое соединение, которое присутствует в моторном масле, призвано обеспечивать ему те или иные свойства. Если исходить из изначального предназначения смазочного материала в силовом агрегате, то следует предположить, что введение добавок и присадок должно улучшать именно смазочные свойства. Все рекламируемые дополнительные свойства должны учитываться исключительно в этом в контексте. Молибден применение которого в настоящее время настойчиво продвигается в массы, тоже имеет ряд специфических свойств, которые мы рассмотрим ниже.

Термины и связанные с ними мифы

Главные заблуждения, связанные с применением моторных масел, которые содержат в своем составе различного морфологического состава присадки, состоят в неправильном понимании значения компонентов. В первую очередь это связано с неоправданным упрощением терминов. Вот основные ошибки терминологии и связанные с этим мифы:

  1. Порошок дисульфида молибдена
    Порошок дисульфида молибдена, применяемый в машинном масле
    Моторное масло с молибденом – очень распространенное классификационное определение определенного класса смазочных материалов. Ошибка состоит в том, что молибден не может по своей природе быть компонентом любого масла. Это металл, который используется исключительно в виде стойких химических соединений, к примеру, сульфидных и дисульфидных бескислородных солей;
  2. Органический молибден. Очередная маркетинговая уловка продавцов, основанная на непонимании пользователями природы рекламируемого товара. Красивое название маскирует лишь редко применяемые полимерные соединения органического происхождения, в структурную формулу которых внедрены молекулы молибдена.

Автолюбителям нужно понять, что основным химическим соединением молибдена, которое получило распространение применительно к включению в моторный и трансмиссионный смазочный процесс, является исключительно дисульфид молибдена – вещество минеральной природы.

Влияние дисульфида молибдена на работу двигателя

Дисульфид молибдена получил свое распространение в качестве компонента некоторых марок моторных масел и модифицирующих присадок благодаря аморфной структуре, схожей с чешуйчатым строением графита. Преимуществом перед графитными составляющими, которые достаточно широко использовались в качестве антифрикционной компоненты, молибденовое соединение с серой заключается в способности выдерживать экстремальные температурные режимы. Именно это свойство привлекло производителей использовать в маслах и присадках дисульфид молибдена.

Хонингование двигателя
Метод хонингования предполагает нанесение определенным образом бороздок на трущиеся части двигателя

Для того чтобы понять влияние молибденовой добавки, достаточно представить себе микроструктуру поверхностей гильзы цилиндра, шейки коленчатого или распределительного вала. Известно, что все эти поверхности формируются в процессе шлифования либо хонингования, суть которых заключается отнюдь не в создании зеркальной поверхности. Скорее наоборот – в создании определенным образом ориентированных микронеровностей. Предназначение этих неровностей микронного размера заключается в удержании масляной пленки между трущимися поверхностями на молекулярном уровне.

В силовых установках с большим межремонтным интервалом зазоры в контактирующих поверхностях достигают размеров, при которых силы межмолекулярного притяжения не могут противостоять прилагаемым нагрузкам. В результате возникают разрывы масляной пленки, металлические поверхности получают возможность непосредственного контактного взаимодействия. Такой контакт приводит к экстремальному росту температуры и молекулярному схватыванию соприкасающихся поверхностей.

Чешуйчатая структура дисульфида молибдена в таких случаях создает тончайший антифрикционный слой, который предупреждает температурные кризисы в трущихся соединениях. Применение молибдена в данном случае обосновано.

Достоинства и недостатки применения молибденосодержащих масел

Смазки, содержащие молибден получили применение, по большей части, в экстремальных условиях использования силовых установок. Здравое, логическое размышление неизбежно приводит к выводу, что содержащие молибден присадки в масле «свежего» двигателя не в состоянии принести какой-либо пользы. Скорее наоборот. Неизношенные сопряжения поршневых колец с поверхностью гильзы цилиндра, контактные поверхности вкладышей с коленчатым и распределительным валом могут быть подвергнуты повышенному износу. Этому может способствовать увеличенная размерная компонента молекул молибденового дисульфида. По этой причине масла с молибденом следует применять в новых моторах с осторожностью.

Для двигателей, моторесурс которых близок к критическому, использование молибдена в маслах может стать, при определенных обстоятельствах, настоящим вторым рождением.

Способность этого соединения нивелировать разрывы масляной пленки при значительных износах контактирующих поверхностей позволяет продлить эффективные эксплуатационные сроки моторов.

Смотрите видео-обзор масла с дисульфидом молибдена Mannol Molibden:

В целом, интенсивные (в некоторых случаях даже агрессивные) попытки интеграции дисульфид молибдена во все смазывающие составы скорее плохо, чем хорошо, воспринимаются и автомобильным сообществом, и многими автопроизводителями. Но несмотря на подобную неоднозначность, молибден в масле и присадках пользуется популярностью у определенного числа автолюбителей, получивших положительный опыт применения в двигателе и трансмиссии своего авто.

Естественно, что применение либо отказ от использования молибденовых масел и присадок, лежит в плоскости личного отношения автовладельца к различного рода экспериментам.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации