ПАО масла

ПАО масла — панацея?

Минералка, полусинтетика, Full Synthetic, ПАО масла, эстеры, гидрокрекинг – от такого изобилия научных, околонаучных и откровенно сленговых терминов у неискушенного автовладельца наступает порой настоящий ступор. Что выбрать и чем порадовать двигатель своего автомобиля? Как не купить то, что совсем не хочет пробовать мотор?

Вариантов для того, чтобы не прогадать известно только два:

  1. Использовать смазку исключительно той марки и того производителя, который рекомендован изготовителем автомобиля и инструкцией по его эксплуатации.
  2. Пройти краткий курс по изучению природы смазывающих материалов с целью понимания применяемых терминов и определений.

ПАО и эстеры: природа синтетики

Таблица сравнения масел
Таблица сравнения масел

ПАО синтетика практически всеми пользователями однозначно воспринимается как 100% синтетическая смазка с почти идеальными свойствами. С маслами, произведенными гидрокрекингом, все совсем не так однозначно.

Какая-то часть автовладельцев относит их к полусинтетическим смазкам. Кто-то, методом доступной транслитерации прочитав английское определение про «минеральное масло, полученное синтетическим способом», приходит к выводу о минеральной природе гидрокрекинового масла. Среди определенной части пользователей распространено мнение, что технологией гидрокрекинга производится самый настоящий синтетический материал.

Для того, чтобы удалить путаницу, следует понять, как происходит процесс, в результате которого получается моторное масло, и разобраться с терминологией.

Что такое ПАО?

ПАО – полиальфаолефиновые масла, которые синтезируются из нефтяного газа. Суть процесса заключается в соединении коротких молекулярных цепочек мономеров – этилена либо бутилена – в более длинные цепи, стабильные по длине. ПАО смазки представляют собой 100% синтетическую базу. Но это еще не готовый продукт, который можно залить в двигатель автомобиля, хотя он имеет большие конкурентные преимущества:

  • температура застывания ПАО масел приближается к минус 60оС;
  • хорошо переносят температурные перепады;
  • обладают высокой сопротивляемостью к окислению и старению;
  • имеет низкий коэффициент испаряемости.

В чем суть эстеровых смазок?

Другим, полностью синтетическим продуктом, следует назвать эстеры – смазки, сырьем для которых служат масляные вытяжки из рапса, иногда кокоса. Содержащие большое количество карбоновых кислот вытяжки нейтрализуются спиртами.

Результатом химического синтеза является смесь сложных эфиров, которая и служат базой для создания моторного масла на растительной основе. Эстеры наделены еще более интересными свойствами:

  1. Молекулы полиэфиров электрополярны. Это значит, что положительно заряженными полюсами молекулы смазочного материала притягиваются к металлическим поверхностям смазываемых поверхностей ДВС, которые имеют отрицательный заряд. В результате электромагнитного взаимодействия на трущихся поверхностях создается масляная пленка с высокой степенью стойкости.
  2. Вязкостные характеристики эстеров могут быть заданы еще на этапе химического синтеза. Использование в процессе спиртов с возрастающим молекулярным весом позволяет синтезировать основу с пропорционально увеличивающимся показателем вязкости. Это предоставляет производителям возможность отказаться от применения присадок для искусственного увеличения вязкости и исключить провоцирующие старение масла факторы.
  3. Инновации в технологиях синтеза полиэфиров позволяет производить биологически разлагаемые смазывающие жидкости на их основе.

Плюсы и минусы

ПАО и эстеры на основании вышеизложенных преимуществ можно посчитать смазывающими материалами, имеющими только плюсы. Но, как и всегда, не бывает все исключительно хорошо.

Высокая цена ПАО масел
Главный минус ПАО и эстеров — высокая цена.
Простое сравнение цены, которую имеют масла ПАО в сравнении с минеральными смазками, приводит в уныние. Полиальфаолефиновые жидкости дороже в 4,5 раза. Еще печальнее дело обстоит с эстерами, цена которых превышает стоимость минеральных масел в 5–10 раз.

Стоимостью все минусы синтетических супер смазок не ограничиваются. Масло на основе ПАО и полиэфирные смеси оказывают многократно более агрессивное воздействие на широко применяемые материалы уплотнений силовых установок.

Специфические особенности синтетических основ значительно девальвируют растворимость присадок, что затрудняет производство масел с необходимыми физико-техническими свойствами. Эстеры, в дополнение к этому обладают повышенной чувствительностью к взаимодействию с водяным паром и водой.

Гидрокрекинг в производстве масел

Нивелирование агрессивности высококачественной ПАО синтетики и эстеров с параллельным качественным снижением стоимости конечного продукта удается с применением гидрокрекинга – HC синтеза. Введение в название технологии слова «синтез» совершенно не случайно.

Схема двухэтапного гидрокрекинга
Схема двухэтапного гидрокрекинга

Суть процесса заключается в разрывании длинных молекулярных цепочек тяжелых углеводородных составляющих нефти – крекинге, с одновременным замещением освободившихся молекулярных связей атомами водорода – hydrogenium. Отсюда и название технологии: гидрокрекинг, иначе HC синтез.

Технологией гидрокрекинга производится основа с высоким индексом вязкости, приближающимся к 130, а весьма часто – к 150 единицам.

Лучшие масло-основы минерального происхождения могут похвастаться не более чем 100 единицами. С интегрированными в гидрокрекинговую масло-основу соответствующими присадками индекс может достигать 175 единиц. Это показатель, не уступающий 100% ПАО маслу. Чем не синтетический смазочный материал?

Если принять во внимание, что стоимость НС основы только вдвое превосходит стоимость минералки, что аналогично удешевлению по сравнению с ПАО в 2,5, а с эстерами – 3–5 раз, экономическая выгода производства и реализации моторных НС масел становится очевидной. Дополнительные преимущества – низкая агрессия к уплотнениям и легкая интеграция со всеми видами применяемых присадок.

Подробно о способах производства масел смотрите в видео:

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации