Классификация и особенности гидравлических масел

Классификация и особенности гидравлических масел

Гидравлические масла являются важнейшей составляющей любой гидросистемы и играют большую роль в обеспечении функционирования оборудования. Они предотвращают преждевременный износ деталей и способствуют нормальной работе машин при различной влажности и температуре воздуха окружающей среды.

Гидравлический узел

Что такое гидравлические масла?

Гидромасло – это жидкий материал, задействованный в нормальной работе любой гидросистемы. Без него не может эксплуатироваться оборудование, основанное на использовании гидравлики. Эта жидкость позволяет передавать механическую энергию к тому узлу, где предполагается ее приложение, при этом изменяя величину усилия.

К его основным функциям относятся:

  • эффективная передача гидравлической энергии по системе маслопроводов к исполнительным органам;
  • обеспечение достаточной смазки трущихся частей машин со снижением коэффициента трения и предотвращением выработки;
  • защита механизмов от коррозионного износа;
  • осуществление охлаждения узлов;
  • обеспечение устойчивости к температурным колебаниям и прочим особенностям функционирования машин;
  • препятствование образованию отложений на стенках системы.

Область применения гидравлических масел

Эти материалы нашли широкое применение во многих отраслях производства. Они используются в гидравлическом приводе автомобилей, специальной строительной, авиационной, водной, сельскохозяйственной, угледобывающей, металлургической и прочей техники, промышленного оборудования различных сфер деятельности.

Область применения масел можно определить из обозначения их марок. В зависимости от этого они используются:

  • ВМГЗ – в гидросистемах оборудования, эксплуатирующегося на открытой территории: строительного, подъемно-транспортного, лесозаготовительного, дорожного и пр.;
  • МГЕ – в технике сельского хозяйства;
  • гидравлическое масло марки А – разработано для применения в автоматических коробках передач и гидротрансформаторах;
  • масло марки Р – в гидроусилительных рулевых системах и гидроподъемных передачах;
  • АУП – в гидроподъемных передачах специальной техники морского и наземного назначения;
  • АУ – для функционирования гидропривода в температурном диапазоне: -30 +100 градусов;
  • ГГ – чтобы смазывать турборедуктор в гидропередаче дизельного поезда;
  • ЭШ – в системе гидравлики машин, работающих под высокой нагрузкой, таких как шагающие экскаваторы и аналогичные.

Применение гидравлической жидкости

Классификация гидравлических масел

Классификация гидравлических масел осуществляется с учетом того, где они применяются, и включаемых компонентов. Что касается сферы использования, то они делятся на применяемые в:

  • водных или воздушных транспортных средствах;
  • системах амортизации и торможения;
  • передачах и приводах;
  • системах циркуляции.

По составу они подразделяются на:

  • нефтяные;
  • водно-гликолевые;
  • синтетического синтеза.

Существует единая мировая классификация, учитывающая вязкостные параметры и содержащиеся присадки. В зависимости от степени вязкости различают десять классов, обозначающихся цифрами от 5 и до 150.

Группа, определяемая составом входящих присадок, имеет буквенное обозначение. Различают следующие группы:

  • А – нефтяная категория смазочных материалов, присадки в составе которых не используются; предназначена для систем, предусматривающих малую нагрузку и оборудованных насосами поршневого или шестеренного типа, температура эксплуатации не превышает восьмидесяти градусов, а давление – не более пятнадцати мега паскалей (например, масло МГЕ-10А);
  • Б – материалы, включающие антикоррозионные и антиокислительные присадки. Используются для гидросистем средней напряженности, предусматривающих насосы различного типа, эксплуатирующихся с температурой более восьмидесяти градусов и давлением не более двух с половиной мега паскалей;
  • В – жидкость, подвергнутая тщательной очистке и содержащая присадки, повышающие антикоррозионные, противоизносные и антиокислительные свойства. Гидравлические системы, для которых она предназначена, работают в температурном режиме более девяносто градусов, под давлением свыше двадцати пяти мега паскалей.

В соответствии с требованиями ГОСТ, эти материалы обозначаются буквами МГ (масло гидравлическое), цифрой, указывающей на степень вязкости, и буквой, определяющей группу. К примеру, масло МГ-10 может выпускаться различных групп с соответствующим различием в обозначении.

Смазка важных узлов автомобиля

Технические характеристики гидравлических масел

Для обеспечения гидромаслом осуществления необходимых функций, ему необходимо обладать устойчивостью к окислению, образованию пены, инертностью относительно материалов гидросистемы. Эти условия достигаются с учетом следующих параметров:

  • температуры застывания и воспламенения;
  • кинематической вязкости;
  • кислотного числа;
  • индекса вязкости;
  • стойкости к окислению;
  • коррозионного воздействия на металлические детали;
  • процентного содержания механических взвесей и воды.

Характеристики гидравлического масла различаются с учетом марок данных материалов. Аналоги гидравлических масел разных производителей должны соответствовать общим требованиям, определяемым стандартами.

К примеру, масло гидравлическое марки А отличается следующими характеристиками:

  • вязкостью при 100°С – 6,5 м.кв./сек., при 40°С – до 45кв.м./сек., при -20°с – до 2100 кв.м./сек.
  • температурой вспышки 175°С;
  • температурой застывания – до -40°С;
  • наличием посторонних твердых взвесей – не выше 0,01 %;
  • вода – отсутствует;
  • возможностью щелочной реакции;
  • содержанием цинка не менее 0,08 %, кальция – около 0,16 %.

В масле марки А обеспечение вязкостных свойств достигается включением полимерной присадки. Также гидромасло марки А отличается высокими антипенными свойствами.

В свою очередь, характеристики масла МГЕ-10А предусматривают больший температурный диапазон, что позволяет его использовать всесезонно.

Особенности таких масел

Гидравлические жидкости должны применяться с учетом необходимых вязкостных и температурных свойств. Использование более вязкого продукта ведет к уменьшению мощности и падению коэффициента полезного действия системы, в свою очередь вызывая повышенные нагрузки на оборудование. Кроме того, температурный режим эксплуатации гидросистемы напрямую влияет на плотность используемого гидравлического масла. Этот критерий обязательно указывается в паспорте агрегата, и его нужно учитывать при подборе смазочных материалов.

Данный материал также следует подбирать, в зависимости от времени года. Так, в холодный период необходимо применять зимнее гидравлическое масло, характеризующееся соответственными качествами.

Не последнюю роль в подборе жидкости также играют ее антикоррозионные свойства и способность противостоять окислительным процессам. Это влияет на уровень образования отложений на стенках системы и коррозионный износ деталей.

Преимущества и недостатки

Данный продукт имеет как свои преимущества, так и недостатки. К его достоинствам относится эффективная передача энергии, защита деталей от коррозии, препятствование образованию налета, способность к эксплуатации в различных температурных режимах.

В то же время, при наличии вредных примесей и загрязнений, оно способно нанести серьезный урон машине и даже вывести ее из строя.

Для обеспечения безопасной эксплуатации оборудования необходимо тщательно фильтровать гидромасло, чтобы исключить наличие посторонних примесей и загрязнений.

При выборе данного материала нужно обращаться к проверенным поставщикам, чтобы избежать приобретения контрафактной продукции. Качество жидкости во многом также зависит от производителя. Анализируя рейтинг гидравлических масел, составленный на основе отзывов пользователей и оценок специалистов, можно заметить, что известные зарубежные производители, такие как Шелл, Ликви Моли, имеют больше преимуществ, нежели отечественные.

Естественно, смазочные материалы импортных брендов стоят дороже аналогов отечественного производства. Поэтому к процессу выбора нужно подходить взвешенно, учитывая не только ценовые характеристики, но и требования изготовителя оборудования.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации