Добавление двухтактного масла в дизельное топливо

Некоторые пользователи дизельных автомобилей временно добавляют в дизельное топливо двухтактное (2T) масло.

Хотя грамотно подобранное масло 2Т улучшает смазывающие свойства топлива (хотя стоит добавить, что не всегда — в некоторых случаях масло 2Т может даже ухудшить смазку топлива на 10%!) и якобы еще и очищающие, на мой взгляд его применение недостатков явно больше, чем достоинств.

Масло 2Т было создано для бензиновых двигателей, поэтому оно сгорает при температуре, значительно превышающей температуру сгорания дизтоплива (температура вспышки у масла 2Т 80 — 100 градусов, а «масло» воспламеняется примерно при 60 градусах Цельсия), но на самом деле это, пожалуй, самый маленький недостаток этого решения.

Влияние добавления масла 2T на сажевый фильтр

В результате сгорания двухтактного масла 2Т образуется сульфатная зола, эффективно забивающая сажевый фильтр (FAP/DPF), имеющийся в каждом современном дизельном автомобиле. Сульфатная зола, в отличие от сажи, в сажевом фильтре не выгорает – она остается там практически навсегда.

Если принять, что дизельное масло имеет зольность 0,001%, а одно из наиболее рекомендуемых масел 2Т – 0,03% (все остальные известные мне двухтактные масла в этом отношении хуже в разы), несложно подсчитать, что, сжигая 200 кг ПО с 1 кг масла 2Т, мы выбросим в фильтр DPF 2 грамма золы от солярки и 0,3 грамма масла 2Т — это дополнительные 15%.

Это мало или много? Можно, наверное, просто подытожить, что использование такой присадки к дизельному топливу снижает ресурс DPF примерно на 15% (если говорить проще: без добавления двухтактного масла фильтр забивался бы при пробеге, например, 300 000 км, а с добавлением 2Т станет с пробегом 260 000 км).

Не обманывайтесь заявлениями о том, что 2T помогает уменьшить сжигание сажи. Выпускаемые в настоящее время сажевые фильтры (на современных топливах с пониженным содержанием серы) практически не имеют с этих проблем, как это было в первые годы производства фильтров. Помимо экстремальных ситуаций, когда пользователь дизельного двигателя использует его только в коротких поездках, проблемой для фильтра DPF является только зола, которая остается в нем до тех пор, пока он не будет физически удален.

Влияние масла 2Т на «мощность» топлива

Согласно немецким исследованиям (к сожалению, я их не видел, только читал о них на форуме, который кстати рекомендует 2Т в качестве присадки к дизтопливу), двухтактное масло 2Т позволяет значительно снизить цетановое число топлива (от от 3 до 26 баллов!), что, в свою очередь, негативно сказывается на эксплуатационных свойствах дизельного топлива: снижает мощность двигателя, снижает обороты, затрудняет запуск и т. д.

«Но масло 2Т тише!»

На мой взгляд, это основная причина, по которой сторонники 2Т в качестве присадки к дизельному топливу так в восторге от него: он делает двигатель тише. На самом деле такое явление может иметь место (хотя и не обязательно — его ощутят в первую очередь владельцы сильно эксплуатируемых автомобилей, тогда как в случае с форсунками в хорошем состоянии разницы не будет), но ответить на вопрос стоит вопрос: почему это происходит?

Ну не потому, что так увеличилась смазка (уменьшилось трение), а потому, что двухтактное масло 2Т увеличивает вязкость дизеля. Это желательно только до определенной степени. Если он слишком большой, при распылении образуются крупные капли. Чем выше вязкость топлива, тем труднее ему протекать через фильтры, трубопроводы и другие элементы топливной системы, что выражается в снижении мощности двигателя.

Стоит отметить вопрос о минимальном и максимальном значении в топливном стандарте. Тогда как, например, для цетанового числа указан только нижний предел и не указан верхний предел (поскольку применяется правило «чем больше, тем лучше»), а для параметра HFRR есть верхний предел и нет нижний предел (правило «чем лучше»), поэтому стандарт индекса вязкости указывает как минимальное, так и максимальное значения по определенной причине (мин. 2,00 мм2/с, макс. 4,50 мм2/с, при средней вязкости 2Т расход масла… 60 мм2/с!). Проще говоря, вязкость не может быть слишком низкой или слишком высокой. Может быть, трудно поверить, но среди многих механиков до сих пор существует такая логика мышления при «решении» задач:

  • Проблема клиента: двигатель «берет» масло?
  • Решение механика: заменить масло на минеральное (например, 15W40)
  • Проблема клиента: шум коробки передач?
  • Решение механика: добавить опилки

К счастью, автовладельцы становятся все более осведомленными, и такого рода советы заставляют их просто сменить мастерскую на другую. Я втайне надеюсь, что добавление масла 2T в дизель будет аналогичным, и наблюдая за интернет-форумами («последователи 2T») и постепенным уходом от этого решения, я почти в этом убежден.

Что вместо 2Т для дизеля?

Я предлагаю использовать депрессанты. Обладают смазывающими и моющими свойствами, и в то же время лишены недостатков двухтактного масла (не только не оставляют золы в фильтре DPF, но и повышают цетановое число). Хотя культура эксплуатации двигателя не обязательно улучшится так сильно, как с лучшими маслами 2Т (вязкость топлива практически не изменится, но возрастут смазывающая способность и цетановое число, а более высокое его значение сделает работу двигателя более «мягкой»), наиболее важные элементы, т. е. (против трения, коррозии и засорения топливного фильтра) и параметры горения (меньше дыма, повышенный КПД) будут значительно улучшены. Есть, конечно, и другие препараты, предназначенные для таких целей, как смазка, очистка, защита от коррозии. Их существование, на мой взгляд, рушит всю теорию заговора, которую что продукты, уменьшающие трение, не предназначены для управления вторичным рынком. Однако, если 2T является таким чудо-лекарством, то ничто не мешает одному из известных производителей разливать его во флакон и продавать как дизельное чудо-лекарство…

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *