Как можно отличить трансмиссионное масло от моторного

Есть ли отличия между моторным маслом и жидкостью для трансмиссии

На такой вопрос ответ напрашивается сразу. Конечно же, разница есть! Об этом красноречиво говорят уже сами их названия. В состав моторного масла, жидкости для трансмиссии, которые имеют, по сути, одинаковую основу, входят разные ингредиенты.

Однако проверять различия этих присадок на базе собственного автомобиля однозначно не стоит. Дело невзначай может дойти до весьма серьёзной поломки, которую затем придётся долго и терпеливо устранять. Об этом хорошо знают опытные водители. Так, если выйдет путаница, движок тут же забарахлит. Дело в том, что трансмиссионная жидкость в двигателе начнёт за счёт своих компонентов выгорать с огромной скоростью, притом тут же образует всевозможные накипи буквально на всех поверхностях, к которым она прикасалась, и очистить их потом будет крайне проблематично.

Поэтому рачительные собственники автомобилей очень щепетильно следят за тем, чтобы не перепутать.

Можно ли смешивать трансмиссионное масло разных фирм?

Поэтому многие часто задаются вопросом относительно того, можно ли смешивать трансмиссионные масла разных производителей. Специалисты не рекомендуют этого делать в силу того, что каждая жидкость унифицирована. Смешивать их допускается только в крайних случаях. Главным компонентом смазки является базовая основа.

Моторное масло в МКПП

Сразу отметим, что если речь идет об автоматических гидромеханических коробках (АКПП или вариатор), в этом случае от попыток заливать моторное масло лучше сразу отказаться даже в случае критического понижения уровня жидкости в трансмиссии при различных неисправностях.

Что касается МКПП и роботизированных коробок, в этом случае использование моторного масла на первый взгляд может показаться вполне возможным. Более того, на некоторых автофорумах встречается информация, что автолюбители активно экспериментируют, используя масло для двигателя в КПП, заливают Dexron в МКПП и т.д.

  • Итак, прежде всего, сами изготовители отдельно производят моторные и трансмиссионные масла. При этом характеристики различных смазочных жидкостей из той и другой группы заметно отличаются.

Масло для КПП и двигателя отличается по индексу вязкости, а также имеет разный пакет присадок, который обеспечивает необходимые для нормальной работы агрегатов свойства. Однако многие владельцы машин с передним приводом, заднеприводной классики ВАЗ и старых иномарок утверждают, что использовать масло для ДВС в МКПП можно без всяких последствий.

Также нужно учитывать, что само устройство трансмиссии на разных авто может отличаться. Это значит, что если использование моторного масла в коробке ВАЗ может и не привести к очевидным проблемам, этого никак нельзя сказать об иномарках, причем даже сравнительно старых.

  • Идем далее. Если рассмотреть вопрос характеристик, нужно учесть, чем отличается трансмиссионное масло от моторного. Даже с учетом того, что базовая основа может быть одинаковой (минеральное масло, синтетика или полусинтетика), количество и виды присадок в составе сильно отличаются.

Вполне очевидно, что смазочные жидкости разрабатываются с учетом условий, в которых им будет нужно работать. При этом моторное масло предполагает работу в более тяжелых условиях, чем трансмиссионные жидкости и другие смазки.

Однако даже в таких условиях на протяжении всего срока службы смазка в двигателе должна эффективно защищать нагруженные пары трения, отводить тепло, смывать и удерживать в себе продукты износа, защищать детали от коррозии и т.д.

  • Что касается трансмиссионных масел, прежде всего, их нужно менять реже, чем моторные. В «механике» масло меняют каждые 60-80 тыс. км пробега, в случае с АКПП даже в тяжелых условиях эксплуатации замена необходима каждые 40 тыс. км.

Еще добавим, независимо от типа КПП, в трансмиссии смазка должна обеспечить минимальный износ между парами трения при помощи «плотной» и стойкой масляной пленки, параллельно необходимо снизить потери при трении зубчатых пар, снизить шум во время работы агрегата, предотвратит коррозию, смывать и задерживать продукты износа и т.д. Для получения таких качеств и свойств, используются особые присадки, которые отличаются от тех, которые находятся в составе моторных масел.

Можно ли залить моторное масло в МКПП

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что хотя некоторые характеристики и свойства смазок для двигателя и трансмиссии похожи, все равно данные масла относятся к разным группам. При этом на некоторых моделях авто с передним приводом использование моторного масла в КПП допустимо, однако такое использование должно быть кратковременным. Более того, срок службы агрегата может сократиться, как минимум, на треть.

Еще добавим, что в случае необходимости долить масло в КПП в аварийной ситуации, можно вместо трансмиссионных масел использовать моторное. При этом важно понимать, что это крайняя вынужденная мера. С такой смесью в коробке можно разве что добраться до места ремонта, а не эксплуатировать автомобиль.

Напоследок отметим, что если в коробку по тем или иным причинам полностью или частично залито моторное масло, всю жидкость из КПП нужно как можно скорее слить в полном объеме. Далее производится замена масла в коробке передач на такое, которое рекомендовано самим производителем авто.

Современные аналоги

Несмотря на то, что ГОСТ 542-50 прекратил свое действие в 1976 году (с пролонгацией применения до 1980 года), производители по-прежнему выпускают смазку с названием «Нигрол».

Производство организовано по ТУ 0253-001-97949320-2010. Разумеется, этот продукт мало похож на «исторический» нигрол, по причине того, что в качестве сырья используется совсем другая нефть.

  1. Предлагается «Нигрол ТЭп-15», который можно использовать в трансмиссионных узлах с малой нагрузкой и отсутствием трения скольжения (классические прямые шестерни).
    нигрол в канистре
  2. Кроме того, для крупных парков сельхозтехники выпускается нигрол в 200 литровых бочках. Такой продукт не имеет допуска автопроизводителей, однако активно используется фермерами по причине низкой стоимости.

Смазывающие и физические свойства

Говоря о функциональных качествах нигрола как смазывающего материала нужно отметить, что его широкое использование было актуально в соответствии с уровнем развития машиностроения того времени. В основной своей массе конструкции трансмиссий и редукторов имели в своём составе простые цилиндрические прямозубые передачи, динамические характеристики машин отличались тихоходностью с невысокой нагрузкой, что в общем позволяло использовать чёрное масло в качестве основной трансмиссионной смазки.

Опираясь на технические показатели материала, нигрол использовался в температурном режиме до +90°С, с нагрузкой в сопряжённых и контактируемых поверхностях не выше 600 мПа.

Сравнительные нагрузочных характеристик трансмиссионных масел

Марки масел Тип масла Предельная нагрузка мПа
Нигрол-л ТМ-1 600 — 900
ТСП-10 ТМ-3-9 1500-2000
ТЭП-15 ТМ-2-18 До 2100
ТАП-15в ТМ-3-18 До 2500
ТСП-15к ТМ-3-18 До 2500
ТАД-17 ТМ-5-18 Выше 3000

С учётом того, что нигрол не имеет в своём составе улучшающих присадок, смазывающая способность материала ограничивалась его естественными физическими качествами. Одним из основных недостатков чёрного масла есть ограниченные температурные пределы использования, при которых масло сохраняет свои смазывающие качества.

Так в условиях низких зимних температур материал застывает в корпусах редукторов, что приводит к потере мощности и повышению трения в механизмах на стадии разогрева до рабочего состояния. Поэтому в холодных условиях для снижения вязкости смазки приходилось предварительно разогревать корпуса редукторов. Говоря о летнем сорте нигрола, то недопустимую вязкость материал приобретает при -5°С. Зимний сорт чёрной смазки полностью застывает при падении температуры -15°С.

Также при превышении рабочих температур +140°С в объёме смазки в результате окислительных процессов теряются и без того невысокие по сравнению с современными марками трансмиссионных смазок смазывающие свойства материала, поэтому при любом перегреве механизма для сохранения его ресурса требуется полная замена нигрола.

Учитывая выше описанные свойства нигрола материал категорически не отвечает техническим требованиям в смазке скоростных зубчатых пар со сложной круговой формой зубьев, особенно что касается косозубых, шевронных, гипоидных и червячных передач. Поэтому, с учётом дальнейшего усложнения конструкций редукторов и типов зубчатых передач перспектива применения нигрола как трансмиссионного смазывающего материала пришла к полной не востребованности.

Отличительные черты моторного масла

Чтобы знать, как отличить моторное масло, необходимо отталкиваться от его главного функционального назначения – смазывать силовой агрегат, его рабочие узлы. Такая эмульсия должна максимально, эффективно смягчать конструкцию мотора, те его составные части, которые во время работы двигателя постоянно контактируют. Изготовляется она на базе или синтетических компонентов, или же минеральных, однако может иметь смешанный состав, образуя так называемые полусинтетические жидкости. Это делается для того, чтобы моторное масло имело способность надежно смазывать детали при повышенном температурном режиме и давлении.

Особенности моторного масла

В отличие от трансмиссионной жидкости, у моторного масла более высокая степень вязкости, хотя визуально определить это под силу лишь очень опытным автомеханикам, водителям. Есть различия и по цвету, определить которые тоже доступно только профессионалам.

Можно ли смешивать масло 75w80 и 75w90?

Можно ли смешивать масла 75W-85 и 75W-90

Лучший вариант – использование только чистых материалов, рекомендованных производителем. В случае крайней необходимости можно смешать жидкости с одинаковым составом или из одинаковых классификационных групп.

Каким цветом Нигрол?

Нигро́л (от лат. niger — «чёрный» — и лат. oleum — «масло») — трансмиссионное масло без присадок, вязкая жидкость тёмного цвета, представляющая собой неочищенный остаток от прямой перегонки нафтеновых нефтей. Применялся для смазывания трансмиссий и других агрегатов.

Чем можно заменить Тад 17?

Кратко ознакомимся с некоторыми российскими аналогами ТАД—17:

  • Газпромнефть 80W90. Соответствует также стандарту GL-5.
  • Лукойл ТМ-5 80W-90. Также современный аналог ТАД—17.
  • ОйлРайт ТАД—17. Один из немногих производителей, сохранивших традиционное название для этого трансмиссионного масла.

Чем отличается индустриальное масло от моторного?

Отличие индустриальных масел от компрессорных и моторных Это позволяет применять для смазки узлов трения дешевые масла без присадок (веретенные) либо с минимальным их количеством. Ключевые технические характеристики при выборе индустриалки – вязкость, температура застывания и вспышки.

Какая вязкость у масла м8?

Масло обеспечивает надежную и устойчивую работу моторов различных видов техники в сложных условиях эксплуатации, в том числе при большом выработанном ресурсе и значительной степени износа. Класс вязкости соответствует SAE20.

Можно ли доливать масло в коробку другого производителя?

Итак, как видно, смешивать трансмиссионные масла, особенно в случае с АКПП, крайне нежелательно. Единственным исключением можно считать случаи, когда прямо в дороге произошло критическое понижение уровня масла в коробке передач. В этом случае езда с низким уровнем масла в коробке недопустима.

Отличия трансмиссионных жидкостей

Главная задача трансмиссионной жидкости – создавать на деталях этой конструкции более прочную масляную пленку. Такое требование и определяет ключевое отличие трансмиссионного масла. Оно объясняется тем, что части трансмиссии трутся с гораздо большей силой и получают значительно большую механическую нагрузку, чем в моторе, и, если их обильно не смазывать, они очень быстро изнашиваются, выходят из строя. Состав такой жидкости создаётся с учётом того, что ей придётся работать при более щадящем температурном режиме, чем масло для мотора. Причём этот режим носит, как правило, стабильный характер, без резких перепадов, как это фиксируется в автомобильном двигателе.

В силу этого такие жидкости тоже достаточно вязкие, однако по степени вязкости всё же уступают моторному маслу. Основное функциональное отличие достигается за счет иной, чем в моторном масле, присадки, призванной обеспечить надёжную защиту от огромных механических нагрузок.

Что за масло Тад 17?

Описание: Трансмиссионное масло ТАД—17 (ТМ-5-18) — это всесезонное универсальное минеральное трансмиссионное масло, изготовляемое на минеральной основе, содержащее многофункциональную серофосфоросодержащую, депрессорную и антипенную присадки.

Как определить вид автомасла

Чем отличается моторное масло от трансмиссионного, специалисты могут определить несколькими действенными способами. Естественно, самый надёжный способ — это их поочерёдная лабораторная проверка с применением специально аппаратуры, датчиков. Понятно, что на практике это весьма неудобный, а подчас и просто нереальный вариант. Действительно, не возить же аппаратуру с собой специально, чтобы применить, например, во время пути, далеко от станций техобслуживания или родного гаража.

Гораздо легче и быстрее сделать это, применив народные способы и отличая их визуально, по цвету, запаху и вязкости, а также с применением обыкновенной воды.

По запаху

Следует отметить, что этот широко распространённый, достаточно эффективный способ проверки всё же не даёт стопроцентной гарантии. Он доступен только тем водителям или автомеханикам, кто уже не первый год сталкивается с подобными вопросами по роду службы. Кроме того, надо обладать ещё и отменным обонянием. Такие специалисты утверждают, что запах трансмиссионной смазки имеет специфический оттенок, наподобие чесночного или серистого аромата.

Однако их диагноз будет точным лишь если проверяемая ими жидкость до того хранилась в плотно закрытой емкости и не смогла выветриться. Если же у нее был доступ к открытому воздуху, специфический оттенок наверняка уже испарился и определить по одному лишь запаху, для каких целей предназначена такая жидкость, крайне трудно. Поскольку цена ошибки при этом очень велика, эксперты настоятельно рекомендуют не рисковать и испытать также иные формы проверки.

По внешнему виду

Вариант визуальной проверки обычно считается более эффективным, чем оценка по запаху. Суть проверки состоит в следующем. Так, большой и указательный палец руки на несколько секунд опускают в проверяемую эмульсию. Потом извлекают их из жидкости и постепенно размыкают. Здесь необходимо обратить внимание:

  • если после расстыковки пальцев сразу же произошёл разрыв смазочной пленки – она определённо предназначена для трансмиссии;
  • если после разведения пальцев пленка потянулась за ними на несколько миллиметров, перед нами однозначно – моторный вид масла.

Доливка масла в автомобильный двигатель

Стоит также заметить, что такой формат проверки, как и предыдущий, требует от человека немалых навыков, опыта, а новичок вряд ли справится с ней с первого раза. Опять-таки, из-за того, что результат может оказаться ошибочным, полностью доверять этому способу нет резона.

Проверка водой

Традиционно проверку водой считают самым надежным методом, сравнительно с испытанием визуально и по запаху. Алгоритм проверки следующий. Для неё применяется небольшая ёмкость, у которой внушительный диаметр. В жидкость наливают воду, капают в неё жидкость и наблюдают, какая будет реакция. Если полученная консистенция сразу же разошлась по воде, создав вдобавок радужный рисунок, это определённо масло трансмиссионного типа. Может быть также другой рисунок — консистенция образовала подобие линзы и определённое время не изменяла свой внешний вид. Это указывает на моторное масло.

Какая вязкость у Нигрола?

История По ГОСТ 542-50 выпускался нигрол (масло трансмиссионное автотракторное) двух сортов: летний — остаток прямой перегонки нефти (вязкость 32—35 мм2/с при 100 °С), и зимний — смесь асфальтового гудрона с маловязким дистиллятным маслом (20 мм2/с при 100 °С).

Моторное масло в КПП: можно или нельзя заливать

В процессе эксплуатации транспортного средства с различными типами ДВС и КПП владельцы нередко сталкиваются с необходимостью смешивания масел и технических жидкостей. Как правило, сложности возникают в процессе замены или долива как моторного, так и трансмиссионного масла.

Что касается трансмиссии, автолюбители в ряде случаев интересуются, можно ли залить моторное масло в коробку, мосты, редукторы и т.д. Это обусловлено тем, что современные моторные масла рассчитаны на большие нагрузки, а также содержат в себе расширенные пакеты активных химических присадок для работы в самых тяжелых условиях. Давайте разбираться.

Сравним характеристики

Поскольку классический нигрол в современной автотранспортной технике не применяется (давно упразднён даже государственный стандарт, по которому эта смазка производилась), то сопоставлять эксплуатационные параметры есть смысл только масел, выпускаемых под торговой маркой «Нигрол», сравнивая их с ближайшим аналогом – универсальной смазкой Тад-17.

Почему именно с Тад -17? Потому, что вязкости этих веществ практически совпадают, а основная разница заключается в ассортименте и количестве присадок. Напомним, что в советском нигроле их практически не было: по ГОСТ 542-50 нигрол подразделялся на «летний» и «зимний». Различие в показателях вязкости обеспечивалось исключительно за счёт технологии перегонки нефти: в «зимнем» нигроле присутствовало некоторое количество гудрона, который смешивали с маловязким дистиллятом.

заливаем нигрол

Отличие в основных характеристиках очевидно из таблицы:

Параметр Нигрол по ГОСТ 542-50 Тад-17 по ГОСТ 23652-79
Плотность, кг/м3 Не оговаривается 905…910
Вязкость 2,7…4,5* Не более 17,5
Температура застывания, 0С -5….-20 Не ниже -20
Температура вспышки, 0С 170…180 Не ниже 200
Наличие присадок Нет Есть

* указана в 0Е — градусах Энглера. Для перевода в h — единицы кинематической вязкости, мм2/с — следует воспользоваться формулой: 0Е = 0,135h. Указанный в таблице диапазон вязкости примерно соответствует 17…31 мм2/с

что лучше тад-17

Куда используется Веретенное масло?

Для промышленного применения веретенное масло выпускается в бочках и цистернах. Оно используется: Для смазывания деталей, подверженных трению: шестерней, подшипников, направляющих, узлы швейных и вязальных машин В качестве гидравлической жидкости для дорожной, строительной техники, металлообрабатывающих станков

Параметры смазки

Разобравшись, что такое нигрол, попробуем переложить основные характеристики в соответствии с требованиями к современным смазочным материалам:

  • кинематическая вязкость 27-34 мм²/с, условия проведения замеров: 100°C;
  • температура вспышки при исследовании в открытом тигле: не менее 215°C;
  • температура застывания (потеря показателей вязкости): не выше 0°C (без учета добавок дистиллятных масел);
  • коррозийная устойчивость: выше среднего;
  • устойчивость к окислению: крайне низкая.

По современным меркам, такая смазка не вписывается ни в один технический допуск автопроизводителей. Почему тогда производство продолжалось вплоть до 1980 года?

Справедливости ради отметим, что основной причиной прекращения выпуска стало истощение запасов бакинского и сураханского месторождений.

Схема точек смазок нигролом
Схема точек смазок нигролом механических передач комбайна

Невысокие требования эксплуатации сельскохозяйственной техники, в редукторах которой обороты и нагрузка были ниже среднего, позволяли экономить на расходных материалах.

Тем более, что нигрол отлично работал против ржавчины. Это особенно актуально для сельхозмашин, работающих с химикатами.

Тем не менее основные причины падения спроса, следующие:

  • высокое содержание смолисто-асфальтеновых соединения способствовало быстрому окислению продукта, срок службы очень маленький;
  • неспособность обеспечить противоизносные характеристики в узлах с большими скоростями скольжения.

Для обеспечения возможности заливать его в гипоидные передачи (известные высокой нагрузкой по скольжению), выпускалось трансмиссионное масло ТАп-15, в качестве основы для которого, использовался тот самый нигрол.

Однако по причине высокой окисляемости, присадки быстро отделялись от основы, и приходилось сокращать срок эксплуатации.

Чем отличается Тэп 15 от Тад 17?

ТЭп—15 — Применяется для смазки цилиндрических, конических и спирально-конических передач. Масло всесезонное, работоспособно при температуре до минус 23°С. … Агринол ТАД—17и — Масло предназначено для смазывания всех типов передач (в том числе гипоидных) автомобилей и другой мобильной техники.

Можно ли смешивать трансмиссионные масла разной вязкости?

Дело в том, что смазывающие вещества для трансмиссии отличаются друг от друга, ввиду чего специалисты рекомендуют ни в коем случае их не смешивать.

Можно ли доливать масло в коробку передач?

Долить масло в коробку достаточно просто. Поставьте воронку в горловину, в которой был щуп (лучше использовать длинную воронку, она будет устойчивее). Аккуратно залейте в нее нужный объем нефтепродукта. Рекомендуется лить смазку порционно, чтобы избежать перелива.

Состав и виды нигрола

Согласно вышеупомянутого ГОСТа 1950 года, нигрол производился, в основной своей массе, из бакинской нефти суруханского и балаханского месторождений, без содержания парафина в своём составе.

Азербайджанское нефтяное месторождение
Бакинское нефтяное месторождение ХХ век репродукция

По видам продукт делится на зимний и летний сорта.
Зимний вид, более устойчивый к застыванию при падении температуры, представлял собой асфальтовый гудрон, разбавленный дистиллятным маслом малой вязкости 20 мм²/с при +100°С.
Летний сорт — является тяжёлым остатком прямой перегонки нефти с вязкостью материала 32-35 мм²/с при 100°С.

Позднее с развитием технологии переработки нефти смазочный материал стали делить на типы по температурным пределам использования.

Летние сорта Нигрол-Л:

  • Тип А с температурными пределами использования от -5°С до +110°С
  • Тип В с температурными пределами использования от 0°С до +140°С

Зимние сорта Нигрол-З:

  • Тип А с температурными пределами использования от -20°С до +110°С
  • Тип В с температурными пределами использования от -12°С до +140°С

Виды нигрола
Зимние и летние сорта нигрола

Например, современное летнее чёрное масло бренда YUKOIL по классификации SAE выпускается и маркируется как SAE 140 W c вязкостью 28.5 мм²/с, температура вспышки в закрытом тигле 160°С, застывает при температуре -5°С.  Нигролы зимних сортов, данного производителя, соответствуют показателям SAE 90 c вязкостью 18.5 мм²/с, температура вспышки в закрытом тигле 150°С, застывает при температуре -20°С.

Источники

  • https://DriverTip.ru/zhizn/kak-otlichit-transmissionnoe-maslo-ot-motornogo.html
  • https://mzoc.ru/zapchasti-i-rashodniki/chto-budet-esli-smeshat-nigrol-i-tad-17.html
  • http://dmsht.ru/dizelnoe-maslo-v-transmissiyu/
  • https://AutoFAQ.info/kakaya-vyazkost-u-veretenki/
  • https://prosmazku.ru/prochie-smazki/nigrol
  • https://vseomtz.ru/spravochnik-traktorista/nigrol-maslo
  • https://avtozhidkost.ru/nigrol-ili-tad-17-chto-luchshe/

[свернуть]
Share