Как антифриз попадает в двигатель: причины и признаки попадания антифриза в масло двигателя

Как определить, что антифриз попал в двигатель

У многих водителей возникает вопрос, как узнать, что антифриз попадает в двигатель. Понять это можно по следующим признакам.

Понизьте уровень антифриза. Это не всегда свидетельствует о негерметичности системы смазки. Вместо двигателя охлаждающая жидкость может просто попасть в подкапотное пространство.

Внешний вид эмульсии. Проверить его наличие можно с помощью щупа и осмотрев маслозаливную горловину. Выглядит как не совсем белая или желтоватая жидкость, которая состоит из антифриза или антифриза, смешанного с маслом. Эта смесь образуется на горлышке, под крышкой. Иногда вместе с ним появляется накипь на стенках каналов и нефтепроводов. Чем больше охлаждающей жидкости попадет в моторное масло, тем больше эмульсии вы увидите.

Нестабильная работа двигателя и перегрев двигателя. Если смешать масло и антифриз, система охлаждения и смазки будут нарушены. В этом случае двигатель будет очень быстро перегреваться, особенно если автомобиль едет на высоких скоростях. Также это может сопровождаться изменением работы двигателя (например, он начнет «троить»).

Масло попадает в антифриз. При нарушении герметичности обеих систем в них происходит взаимное перемешивание жидкостей. Поэтому можно заглянуть в расширительный бачок и проверить: если антифриз пахнет горелым маслом и чернеет, значит, он попал в систему охлаждения.

Белый дым. Охлаждающая жидкость поступает в цилиндры бензиновых автомобилей и коллекторы дизельных, поэтому они чувствительны к изменениям в работе. Если из выхлопной трубы идет легкий дым, больше похожий на пар, это свидетельствует о попадании антифриза в двигатель.

Загораются свечи зажигания и картер. Беловатый налет может быть признаком сгоревшего антифриза.

Пузырьки воздуха. Они будут свидетельствовать о разгерметизации системы и могут появиться в расширительном бачке системы охлаждения, особенно на высоких оборотах. Чтобы увидеть пузырьки, нужно заглянуть под крышку или посмотреть на корпус бака.

Утечка антифриза. Если охлаждающая жидкость течет из-под прокладки головки блока цилиндров, это серьезный признак того, что она попала в масло, и следует немедленно проверить двигатель.

Диагностика

Если вы подозреваете, что из системы охлаждения вышел раствор антифриза, внимательно осмотрите автомобиль:

  • опасайтесь дыма;
  • проверить уровень охлаждающей жидкости;
  • загляните под машину и в салон — там печка;
  • оценить уровень масла, его цвет, плавающий из клапана сапуна, маслозаливной горловины, расширительного бачка.
  • снимите свечи зажигания и оцените их состояние;
  • прислушиваться к странным звукам.

Проверка двигателя

Очень хорошим средством для диагностики герметичности системы охлаждения является прибор из автомобильного ручного насоса с манометром, шлангом и переходниками. Система опытного энергоблока заполнена теплоносителем. Адаптер заменяет крышку радиатора или расширительный бачок. Подключить насос и создать давление, соответствующее стандарту.

Если стрелка на приборе падает, антифриз уходит. Двигатель не шумит, не трясется, это позволяет хорошо его осмотреть, услышать шипение или бульканье. Заодно можно заглянуть в картер изнутри (для этого придется снять поддон).

На двигателях больших грузовиков и спецтехники имеются специальные люки, позволяющие заглянуть в блок цилиндров. На гильзах неисправных цилиндров будут заметны следы охлаждающей жидкости.

Есть двигатели с «мокрыми» гильзами: это гильзы цилиндров, не запрессованные в блок (сухие), а вставленные на уплотнительные кольца. Обычно они присущи и большим двигателям, но встречаются даже у малолитражных автомобилей. Эндоскопом через свечные отверстия можно осмотреть дно поршня, поверхность головки, клапан и гильзу. Утечка обязательно будет обнаружена, и станет понятно, почему антифриз попадает в двигатель.

Диагностическая таблица

Ниже приведена таблица наиболее важных неисправностей, встречающихся на простом двигателе. На двигателях внутреннего сгорания более сложной конструкции вариантов повреждений может быть несколько: есть двигатели с дополнительными теплообменниками (например, радиатор EGR).

Симптом Направление движения жидкости Неправильная локализация Корректирующее действие
Уровень охлаждающей жидкости падает Утечка охлаждающей жидкости Дефекты, течи во внешних соединениях Замена деталей, крепежа, уплотнений, затяжки соединений
Радиатор Ремонт/замена
Печь Ремонт/замена комплектующих
Прокладка головки блока цилиндров Замена, правка поверхностей ГБЦ и БК
Пень Замена
Блок цилиндров (трещина) Замена/ремонт
Головка блока (трещина)
Утечка антифриза, белый дым из выхлопной трубы, сырость свечи зажигания или белый налет на свече зажигания, нестабильная работа двигателя Охлаждающая жидкость в камере сгорания Прокладка головки блока цилиндров Замена, правка поверхностей ГБЦ и БК
Головка блока (трещина) Замена/ремонт
Уровень охлаждающей жидкости падает

Уровень масла в двигателе повышается

Появляется эмульсия

Охлаждающая жидкость в масле Прокладка головки блока цилиндров Заменить прокладку, отредактировать поверхности ГБЦ и БК
Головка блока Замена/ремонт
Цилиндрический блок
Масляный холодильник
Подключить головку блока Замена
Сверление в расширительном бачке, радиаторе Дегазация в охлаждающей жидкости Прокладка головки блока цилиндров Замена, правка поверхностей ГБЦ и БК
Головка блока

цилиндрический блок

Замена/ремонт
Масло в расширительном бачке и радиаторе Масло в охлаждающей жидкости
Масляный холодильник

Полезный совет: Если машина долго стояла, откройте сливную пробку поддона. Осевшая вода, скопившаяся на дне, будет вытекать. Это докажет, что антифриз попал в поддон двигателя.

Если пробита прокладка ГБЦ, антифриз попадает в масло гораздо чаще, чем смазка в систему охлаждения, или газы смешиваются с водой. Проникновение антифриза в двигатель проявляется по-разному: охлаждающая жидкость может попасть в газы и одновременно они могут уйти и в воду.

Причины попадания антифриза в двигатель и в масло

Чтобы устранить поломку, необходимо сначала выяснить, почему антифриз попадает в двигатель. Среди возможных причин неисправностей:

  • Прогорела прокладка ГБЦ. Если двигатель перегрет, болты крепления не затянуты должным образом, или сама прокладка просто устарела, это может стать причиной утечки охлаждающей жидкости в двигатель. В этом случае вы можете заменить его самостоятельно.
  • Нарушение геометрии ГБЦ или деформация головки. Прокладка внутри может быть установлена ​​неправильно. Так, если двигатель сильно перегревается, это может привести к тому, что машину «уведет голова».
  • Теплообменник вышел из строя. Ослабление креплений и старение прокладок может привести к течи в масляном радиаторе.
  • Плохой антифриз. При заливке некачественной охлаждающей жидкости она может замерзнуть в бачке. Это приводит к повреждению головки блока, коррозии гильз цилиндров и нарушению герметичности системы охлаждения.
  • Жидкостный насос. Он может засориться или изначально неправильно установиться при установке.

Что делать, если в цилиндры попадает тосол

Шлифовка головной ленты

Итак, определив, по какой причине антифриз оказался в цилиндре двигателя, возникает вопрос, как устранить эту неисправность. Самое простое решение, как вы уже догадались, это устранить первоначальную причину такой протечки.

Речь идет о замене прокладки, так как достаточно будет просто заменить прокладку под ГБЦ для восстановления герметичности. Затраты относительно невелики, особенно если речь идет об отечественных автомобилях.

Самым сложным действием в этом случае будет снятие, а также заимствование и установка вместо самой головки. Впрочем, ничего сверхсложного в этом нет: нужно лишь иметь подходящие ключи и соблюдать последовательность откручивания и затягивания гаек. Кроме того, головка блока цилиндров затягивается динамометрическим ключом в соответствии со всеми нормами для конкретной модели автомобиля.

Кстати, при попадании антифриза в цилиндры нужно снимать головку в любом случае и заниматься поиском неисправности. В случае ошибки (на плоскости прилегания прокладки) необходимо провести шлифовку.

Здесь без помощи мастера в большинстве случаев обойтись сложно. Но эта процедура не поможет, если головка деформировалась (как говорится, «повела») из-за перегрева или неправильно затянутых гаек. В таком случае от попадания антифриза в цилиндр избавит только замена головки. Ну а если антифриз попадает из-за трещин в блоке, то сам блок нуждается в ремонте или замене.

Последствия попадания ОЖ в двигатель

это важно! Смешивание масла с антифризом или антифризом может привести к серьезным повреждениям. Это крайне небезопасно и может привести к аварии и отказу двигателя. Поэтому лучше не садиться за руль автомобиля, находящегося в нестабильном состоянии.

Системы смазки и охлаждения будут мешать их работе. Присадки должны защищать двигатель от трения, а антифриз их разрушит. Начнется износ трущихся деталей, и уровень охлаждающей жидкости снизится, в целом снизит характеристики.

Головка блока цилиндров деформирована. Проникновение антифриза в масло вызовет износ поршней на автомобиле, а компрессионное и маслосъемное кольца будут повреждены. Мощность двигателя также снизится, двигатель начнет работать с перебоями, КПД снизится.

Стук в распредвале и коленвале. Похоже, протерся фрикционный слой втулок. Это происходит из-за неисправности системы смазки, начинается коррозия. А при работе двигателя жидкость нагревается, разрушительная реакция ускоряется.

Быстрый перегрев двигателя. Разбавленное масло больше не смазывает детали. Поэтому сила трения увеличивается, и нагрев происходит даже на малых скоростях. После этого двигатель может начать перегреваться и изнашиваться.

Блокировка канала. В результате появления эмульсии забиваются каналы, по которым течет смазка. Двигатель нельзя охлаждать и смазывать должным образом, что также может привести к капитальному ремонту.

Любая поломка, вызывающая попадание антифриза в двигатель, должна быть устранена как можно быстрее, иначе блок цилиндров деформируется и придет в полную негодность.

Почему двигатель может подвести

причины преждевременного выхода из строя узлов двигателя следующие:

  • некачественные запчасти;
  • пренебрежение требованиями технологии ремонта;
  • низкое качество горюче-смазочных материалов, охлаждающих материалов;
  • неправильное использование автомобиля.

Дефектные детали в комментариях не нуждаются, а охлаждающая жидкость должна не только эффективно отводить тепло, но и обладать антикоррозийными и смазывающими свойствами. Температура кипения раствора антифриза выше, чем у воды. По воде ездить нельзя: насос умирает первым. Подземные охлаждающие жидкости могут содержать химические элементы, которые проникают в любую микроскопическую течь, разрушая алюминиевые головки блока цилиндров, буквально прогрызая в них глубокие полости.

Использование некачественного или низкооктанового бензина вызывает детонацию, повышение температуры, перегрев. Он может быть не только явным, но и скрытым: прибор на панели показывает, что все в порядке, но снимает показания с одного места, не учитывая, что температура в камере сгорания зашкаливает, а в одном место так называемого местного кипения. Пузырьки водяного пара препятствуют правильному рассеиванию тепла. Антифриз в этих условиях скорее всего не закипел бы: температура кипения около 120 градусов. От постоянного перегрева головку «ведет», и даже поршневое кольцо может потерять эластичность.

разрушение головки блока цилиндров и поршня

Прогревать машину следует, постепенно увеличивая нагрузку.

Вредны и случаи так называемой «разморозки» двигателя, хотя к катастрофе с блоком цилиндров они не привели. Когда вода в системе охлаждения замерзает, двигатель испытывает очень большие нагрузки. Хотя целостность блока сохраняется, они могут привести к возникновению течей. Неразбавленный этиленгликоль начинает замерзать примерно при -12°С. Чтобы понизить температуру замерзания, концентрат антифриза необходимо разбавлять.

пренебрежение операцией притирки, фрезерование посадочной поверхности ГБЦ – обычное дело. Только плоские детали правильно прижимают плоскую прокладку. Головка блока тоже часто монтируется по старинке: механик, добросовестно подготовивший ГБЦ к сборке, затягивает болты только динамометрическим ключом. И конечно же, необходимо регулярно следить за уровнями антифриза и масла.

Если печка включена и в машине вдруг становится холодно, возможно, не хватает охлаждающей жидкости: радиатор печки пустой.

Попадание тосола в цилиндры: последствия

Эмульсия в двигателе

В случае обнаружения охлаждающей жидкости в цилиндрах двигатель больше не запускается. Сам антифриз, как и любой другой антифриз, хоть и является достаточно агрессивным и токсичным веществом, но не наносит вреда двигателю. Однако он содержит этиленгликоль, который при смешивании с маслом образует нерастворимые твердые вещества. По своим физическим свойствам они вполне могут рассматриваться как абразивы. Естественно, такие присадки не продлят жизнь двигателю.

Кроме того, в результате взаимодействия компонентов охлаждающей жидкости и моторного масла на стенках масляных каналов и маслопроводов образуются отложения, напоминающие накипь (эмульсия). От этого ухудшается прозрачность каналов, нарушается циркуляция масла, быстро приходят в негодность фильтры. Сама смазка разбавляется охлаждающей жидкостью, в результате чего теряются смазывающая и защитная, а также моющая и другие важные функции масла.

Нельзя забывать, что при переходе антифриза в цилиндры охлаждение двигателя сильно ухудшается и он начинает перегреваться. Перегрев вызывает деформацию головки двигателя, а также самого блока цилиндров.

Причины проникновения масла в выпускной коллектор

Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя

Эта система предназначена для устранения избыточного давления, возникающего в результате прорыва газов из камеры сгорания при работе силового агрегата.

Трубка вентиляции картера любого двигателя соединена с зоной низкого давления (т.е разрежения). В двигателях без турбонаддува это обычно впускной коллектор, в двигателях с турбонаддувом — впускной патрубок турбонагнетателя.

Сливная линия соединяется с масляной системой двигателя, как правило, ниже нормального уровня масла в картере. Именно поэтому, если в нем возникает слишком большое давление газа, масло не может нормально слиться по магистрали и «подпирается» в корпусе подшипника со всеми вытекающими последствиями.

причиной избыточного давления является сильное закоксовывание маслоотделителя системы вентиляции картера, засорение патрубка системы вентиляции картерных газов, обрыв или заклинивание этого патрубка и т.д.

Затрудненный слив отработки по магистрали турбокомпрессора

Это может произойти по разным причинам: из-за закоксовывания, инородных тел, остатков старой прокладки, герметика и т.д.

Недостаточный забор воздуха турбокомпрессором

Эта проблема возникает из-за забитого воздушного фильтра или частично забитой воздухозаборной трубы (например, если она сильно изогнута, проходное сечение уменьшается).

Грязный воздушный фильтр

При работе турбокомпрессора за счет динамических сил за турбинным колесом, которое вращается с большой скоростью, создается некоторый разрежение. При чрезмерном сопротивлении воздухозаборнику этот разрежение многократно увеличивается, и масло просто «высасывается» из среднего корпуса турбокомпрессора.

Сложности с выброс отработанных газов через выхлопную систему

Чрезмерное сопротивление в выхлопной системе (из-за засорения или закоксовывания катализатора, неисправности или заклинивания глушителя и т д.) вызывает повышение давления в «горячем» улитке турбокомпрессора. Это приводит к прорыву выхлопных газов в средний корпус турбокомпрессора и повышению давления внутри него. В результате масло выбрасывается со стороны компрессора.

Деформация ГБЦ или ее узлов

Головка блока цилиндров (ГБЦ) подвержена различным неисправностям. Некоторые детали головки блока цилиндров не могут плотно сойтись из-за повреждения или износа. Из-за их течи масло попадает в коллектор.

Часто эта проблема сопровождается появлением белого налета в масле, а также потерей мощности двигателя. Не заметить эти «симптомы» просто невозможно.

Перегрев двигателя

Перегрев силового агрегата опасен тем, что есть серьезный риск деформации головки блока цилиндров. В первую очередь в таких условиях страдает именно она, поэтому эксплуатировать двигатель необходимо максимально аккуратно.

Искривление плоскости ГБЦ из-за перегрева

Источники

  • https://www.multifreeze.ru/articles/kak-antifriz-popadaet-v-dvigatel-prichiny/
  • https://autodvs.ru/pochemu-antifriz-popadaet-v-dvigatel/
  • http://KrutiMotor.ru/tosol-ili-antifriz-v-bloke-cilindrov/
  • https://mirsmazok.ru/motornye-masla/maslo-v-vypusknom-kollektore-dizelya-prichiny/

[свернуть]
Share