Расшифровка стандарта SJ API

Стандарт масел SJ — краткая информация

Тип двигателя

Бензиновые двигатели

Заявка

Автомобили до 2001 г

Положение дел

Текущий стандарт

Рекомендации

Для двигателей автомобилей 2001 года и старше.

Наличие тестов

ДА

Год публикации стандарта

1996 г

Связанные характеристики

ИЛСАК ГФ-2

Тип

для бензиновых двигателей

Классификация масел API для бензиновых двигателей

В таблицах ниже приведены данные испытаний для различных испытаний масел стандарта SJ по шкале API. Все данные взяты из официальной документации Американского института нефти.

Холод не тетка

Какое масло выбрать на зиму – один из часто задаваемых вопросов, когда на огороде золотая осень. Через полгода будет интереснее выбрать что-то на лето. Пусть это не покажется странным – при всем обилии масел вариантов не так уж и много. Важнейшие классы вязкости на юге России — 15W40 и 10W40. В средней полосе летом можно использовать 15W40 и 10W40, зимой — 10W40, 5W40 и 5W30 (в отечественных автомобилях последнее лучше использовать только зимой, в иномарках — по инструкции). В северных регионах на лето подойдет 10W40, на остальное время года 5W30 и 0W40, в сильные морозы можно поискать 0W30 (если поможет). Предпочитать зимние масла в летнюю жару или летние в сильные морозы – дело неблагодарное. В первом случае вы сокращаете ресурс двигателя, во втором — аккумулятора, стартера и собственной нервной системы. Одно масло на все случаи жизни? Можно, но не всегда хорошо. Говорят, что масло 5W40 более универсально, чем 10W40, но при прочих равных уступает последнему по термостабильности.

И последний. Правильное масло — это только первое требование для нормального зимнего запуска. Немаловажную роль играет состояние карбюратора (или исправность датчиков системы впрыска и нормальной программы управления), аккумулятора, системы зажигания и наконец компрессии. Например, исправные «Жигули» на масле 10W40 спокойно заводятся при минус 25°С, а почти исправные на масле 5W40 выходят из строя и при минус 20°С. Помните об этом!

Это любопытно

При тестировании масел мы всегда оценивали изменение вязкости во время теста. Наблюдается интересная закономерность. Поддельные масла быстро увеличивают вязкость в процессе работы — до 100% и выше! Кондиционеры могут вести себя по-разному. Например, сначала повысить вязкость (до 25 – 40%), а потом выйти «в ноль». Представители высших групп чаще всего либо монотонно «худеют», либо сначала худеют, а затем стремятся вернуться в исходное состояние. Что это говорит? Чем выше уровень качества масла, тем выше стабильность основы — в недорогих маслах старение приводит к «загустеванию». Не остаются незамеченными большая стабильность добавок и в целом лучший баланс продукта. Чем качественнее масло, тем меньше «путаницы и шатания» по вязкости.

Общие характеристики стандарта SJ

Значение вязкости САЕ J300 Поддерживаются все, обычно SAE 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30 Устанавливается производителем
Пенообразование АСТМ D892
  1. Последовательность I, тренд/стабильность
  2. Последовательность II, тренд/стабильность
  3. Последовательность III, тренд/стабильность
  4. Последовательность IV, тренд/стабильность
  1. мл
  2. мл
  3. мл
  4. мл
  1. 10/0 макс
  2. 50/0 макс
  3. 10/0 макс
  4. 200/50 макс
EOFT ГМ 9099П 0,6% Вода — с сухим льдом — % снижение расхода % снижение расхода 50 макс.
EOWTT АСТМ D6794
  1. Фильтрация 0,6% воды без сухого льда
  2. Фильтрация 1% воды без сухого льда
  3. Фильтрация 2% воды без сухого льда
  4. Фильтрация 3% воды без сухого льда
  1. % снижение потребления
  2. % снижение потребления
  3. % снижение потребления
  4. % снижение потребления
  1. отчет
  2. отчет
  3. отчет
  4. отчет
ЧАЙ АСТМ D7097 Общий осадок Остаточная масса, мг 60 макс.
ТЕСТ MHT4 АСТМ D7097 Общий осадок Остаточная масса, мг нет
Единообразие и совместимость ФТМ СТД 791С Совместимость с маслом Нет Послать
Гелевый индекс АСТМ D5133 Сканирование вязкости в Бруклинском поле, напряжения По оценкам 12 макс.
Теплопроизводительность
  1. АСТМ D5800
  2. АСТМ D6417
  1. Потери из-за испарения
  2. Имитация дистилляции
  1. % при 250°C
  2. % при 371°C
  1. 22 макс.
  2. 17 макс.
Испытание шариковой ржавчины АСТМ D6557 Оценка ржавчины Среднее значение серого 100 мин.
фосфор ASTM D4951 или D5185 Содержание фосфора % 0,1 макс.

Характеристики для двигателя стандарта SJ

Последовательность IIIF АСТМ D1491
  1. % Увеличение вязкости за 60 часов, не более
  2. % Увеличение вязкости за 80 часов, не более
  3. Средний срок службы лакокрасочного покрытия, мин.
  4. Оценка взвешенных гербовых депозитов, мин.
  5. Body Lubricant Plus Макс., Макс.
  6. Горячезажимные кольца
  7. Расход масла, макс.
  8. Вязкость при низких температурах
  1. %
  2. %
  3. подвиг
  4. подвиг
  5. микрон
  6. #
  7. л
  8. сп
  1. 325 макс.
  2. нет
  3. 8,5 мин
  4. 3,2 мин
  5. 20 макс.
  6. нет
  7. 6,5
  8. нет
Последовательность IV АСТМ D6891 Средняя износостойкость в патроннике микрон 120 макс
Последовательность ВГ АСТМ D6593
  1. Средняя тяга на двигатель, мин.
  2. Крышка поддона качалки, мин.
  3. Лак юбки поршня средний, мин.
  4. Средняя краска на двигателе, мин.
  5. Засорение масляного экрана, макс.
  6. Горячие клиновые кольца
  7. Холодные неподвижные кольца
  8. Масляный фильтр
  9. Плотное масляное кольцо
  1. достоинства
  2. достоинства
  3. достоинства
  4. достоинства
  5. %
  6. #
  7. #
  8. %
  9. %
  1. 7,8 мин.
  2. 8,0 мин
  3. 7,5 мин
  4. 8,9 мин
  5. 20 макс.
  6. нет
  7. оценить и сообщить
  8. оценить и сообщить
  9. оценить и сообщить
Последовательность VE (только если масляный фосфор <0,08%) АСТМ D5302
  1. Измерительный механизм
  2. Среднее, макс.
  3. Максимум, не более
|мкм|мкм |нет|нет
Последовательность VIII АСТМ D6709
  1. Потеря веса
  2. 10-кратная кинематическая вязкость
  1. мг
  2. сСт при 100°C
  1. 26 макс.
  2. См исходную вязкость
Последовательность VIB (FEI1 использует только BC)
  1. ASTM D6837 Вязкость SAE 0W-20 и 5W-20
  2. ASTM D6837 SAE 0W-30 и 5W-30
  3. ASTM D6837 SAE 10W-30 и все другие классы вязкости
  1. FEI СУММ мин / FEI2 мин
  2. FEI СУММ мин / FEI2 мин
  3. FEI СУММ мин / FEI2 мин
  1. % FEI СУММА /% FEI2
  2. % FEI СУММА /% FEI2
  3. % FEI СУММА /% FEI2
  1. 2,0 мин
  2. 1,6 мин
  3. 0,9 мин

Примеры масел стандарта SJ

ЛУКОЙЛ Авангард Экстра 10W-40 CH-4/CG-4/SJ 1 л
ЛУКОЙЛ Авангард Экстра 10W-40 CH-4/CG-4/SJ 1 л 
MOBIL 1 FS 0W-40 4 л.
MOBIL 1 FS 0W-40 4 л. 
MOTUL 7100 4T 10W-40 4 л.с
MOTUL 7100 4T 10W-40 4 л.с 
MOBILE 1 FS 0W-40 1 л.
MOBILE 1 FS 0W-40 1 л. 
MOTUL 7100 4T 10W-40 1 л.с
MOTUL 7100 4T 10W-40 1 л.с 
MOTUL 7100 4T 10W-30 4 л.с
MOTUL 7100 4T 10W-30 4 л.с
MOTUL 7100 4T 10W-30 1 л.с
MOTUL 7100 4T 10W-30 1 л.с 
QUICKSILVER Масло для 4-тактных судовых двигателей 10W-30 4 л.
QUICKSILVER Масло для 4-тактных судовых двигателей 10W-30 4 л. 
MOTUL 5100 4T 10W-40 4 л.с
MOTUL 5100 4T 10W-40 4 л.с 
МОБИЛЬНОЕ Delvac 1 SAE 5W-40 4 л.с
МОБИЛЬНОЕ Delvac 1 SAE 5W-40 4 л.с 
PRO HONDA GN4 SAE 10W-40 3785 л.с
PRO HONDA GN4 SAE 10W-40 3785 л.с 
MOTUL 7100 4T 15W-50 4 л.с
MOTUL 7100 4T 15W-50 4 л.с 
МОБИЛЬНОЕ Delvac Super 1400E 15W-40 20 л.с
МОБИЛЬНОЕ Delvac Super 1400E 15W-40 20 л.с 
MOTUL 5100 4T 10W-40 1 л.с
MOTUL 5100 4T 10W-40 1 л.с 
NEXT City Pro W Longlife III 5W-30 4 л.
NEXT City Pro W Longlife III 5W-30 4 л. 
МОБИЛЬНОЕ Delvac MX 15W-40 208 л.с
МОБИЛЬНОЕ Delvac MX 15W-40 208 л.с 
NEXT City Pro 5W-40 4 л.
NEXT City Pro 5W-40 4 л. 
REDLINE OIL Motorcycle 20W50 3785 л.с
REDLINE OIL Motorcycle 20W50 3785 л.с
МОБИЛЬНОЕ 1 FS X1 SAE 5W-40 4 л.с
МОБИЛЬНОЕ 1 FS X1 SAE 5W-40 4 л.с 
ЭВЕРЕСТ Синтетическая смесь 5W-30 5 л.
ЭВЕРЕСТ Синтетическая смесь 5W-30 5 л.

Куда лить, когда менять

О полезности масел из разных групп журнал писал не раз и не два. Отечественным автомобилям с двигателями старой конструкции (карбюраторные ВАЗы, Волги с двигателем 402, карбюраторные Москвичи и т д.) требуется масло с уровнем качества не ниже SF. Это ниже? Да, иногда. Во-первых, подделки, во-вторых, масла с маркировкой группы «В» по отечественной классификации — например, М8Ви. Сейчас такие «пережитки прошлого» есть в продаже, даже в красивых современных банках (см. ЗР 2000 №9). Вы также можете посмотреть на цену. Дешевле 100-120 рублей (за 4-5 литров) качественных масел из группы SF нам не попадалось. Наконец, последний признак явного левака: продукты, разлитые в «соседском подвале», обычно не имеют даты производства.

Двигаться дальше. Всем современным отечественным автомобилям с бензиновыми двигателями, если они имеют: четыре клапана на цилиндр, гидронатяжитель цепи, гидрокомпенсаторы зазоров клапанов, систему впрыска топлива, нужны масла группы качества не ниже SG по американцу или «D» по отечественной классификации, например М4з14Д. Конечно, подходят и группы SH, SJ, SL.

Масла из следующей группы качества SH продаются все реже: их прессует группа SJ. Специально искать SN, наверное, не стоит, но если попадется, кое-что знать о нем нужно. Масла подойдут ко всем родным отечественным автомобилям и «корейцам» собранным у нас. С натяжкой можно говорить о калининградских БМВ. Здесь разрешено масло из группы SH, если на канистре есть соответствующий допуск от немецкой компании.

Группа SJ подходит практически для всех современных автомобилей, но заливая такое масло в автомобили Мерседес, БМВ, Фольксваген или, например, Порше, следует искать правильный допуск компании на обратной стороне тары. Желательно, чтобы масло также соответствовало европейским требованиям ACEA A2, B2, а лучше AZ, VZ.

Когда менять? Если в вашем автомобиле нет современного компьютера, оповещающего вас об очередном посещении СО, руководствуйтесь инструкцией. Для многих иномарок там указаны нормальные интервалы замены и «слишком тяжелые условия эксплуатации». Помните, что наши условия почти единодушно считаются трудными. На отечественных автомобилях срок замены масла, как нетрудно догадаться, уже адаптирован к суровой реальности. Масло, рекомендованное для машины, следует менять, соблюдая эти условия, особенно строго для машин с современными двигателями. Отдельно нужно сказать только о карбюраторных «Жигулях» и «Самаре» (для первых рекомендуемая периодичность 10 тыс км, для вторых — 15 тыс.). Владельцы этих машин иногда следуют расхожим советам: «Возьму дешевле, меняю чаще» или «на такой «крутой» машине можно ездить сколько угодно». Мы не призываем раз и навсегда отказаться от такого подхода, но не должны терять чувство меры. Ни в коем случае нельзя заливать масла сомнительного происхождения, красиво упакованное М8Ви или настоящее жигулевское масло за 60 руб. Качественный СФ нужно вовремя менять, даже если он от известного производителя.

При интенсивной эксплуатации (летом — частые пробки, зимой — короткие поездки без полного прогрева) масло можно менять чуть чаще: скажем, раз в 7-8 тысяч на Жигулях и раз в 10-12 тысяч на Самаре. Однако нам кажется предпочтительнее перейти на группу СГ и продолжать менять масло по инструкции — дешевле выйдет. А в тех случаях, когда вы решили побаловать своего «коня» маслом из группы SJ, да еще и выбрали не самое дешевое из них …

Чуть выше мы сами признали, что срок службы масла SJ на 40-60% больше, чем у SF. Но давайте помнить – периодичность замены во многом зависит от состояния автомобиля и двигателя. Самый красноречивый пример с Самарой и Жигулями — мощности близки, а условия замены масла различаются в полтора раза. При обкатке любого отечественного автомобиля требование своевременной замены масла продиктовано необходимостью удаления из двигателя продуктов износа и грязи (а чаще стружки!), оставленной заводом. Что же касается старого и сильно изношенного двигателя, то тут есть и другие причины. Если компрессию понизить, то в картер попадет такое количество продуктов сгорания, что любое, даже самое лучшее масло здесь «умрет» гораздо раньше, чем на ремонтируемом автомобиле. Вот и получается, что можно позволить себе небольшие вольности с периодичностью замены масла, но только на исправном и технически исправном автомобиле в расцвете сил.

Источники

  • https://oil2.ru/api/rasshifrovka-SJ/
  • [https://autolubricants.info/ekspertiza-i-testy/motornye-masla-ekspertiza-i-testy/testy-motornyx-masel-grupp-sj-sh-sg-sf-podvodim-itogi-za-rulyom/]

[свернуть]
Share