Моторные масла – их марки, характеристики, рейтинг производителей

Виды моторных масел: классификация, назначение, расшифровка маркировки

Виды моторных масел: классификация, назначение, расшифровка марок

Масло для смазки деталей двигателя было запатентовано в Америке еще в 19 веке: хорошие смазывающие свойства сырой нефти обнаружились случайно при попадании ее в заклинившие клапаны паровой машины. С тех пор ведет свою историю первая в мире марка моторных масел Valvoline (дословно клапанное масло).

Состав современных моторных масел формируется по принципу добавления в их основу определенного набора присадок (иногда его называют базовым маслом). Базу можно получить:

  1. В процессе переработки нефти (из нефтяных фракций) и тогда масла называются минеральными.
  2. Из искусственно синтезированных органических соединений – в этом случае масла называются синтетическими.
  3. Смеси минеральной и синтетической основы — полусинтетические масла.

Решение, казалось бы, простой задачи (смазка трущихся в процессе эксплуатации деталей) существенно усложняется факторами, влияющими на этот процесс:

  • высокие температуры и сложные переходные тепловые процессы;
  • процессы износа трущихся деталей и проникновения продуктов износа в смазку;
  • проникновение продуктов сгорания в смазку;
  • склонность металлов к коррозии;
  • наличие в конструкции двигателя деталей из материалов, чувствительных к химическому составу смазки (в первую очередь, резиновых прокладок);
  • работа двигателя в довольно широком диапазоне изменения температуры окружающего воздуха.

Эти факторы определяют основные требования к моторным маслам:

  1. Стабильность физико-химических свойств при воздействии высоких температур.
  2. Обеспечивает противоизносные свойства, позволяющие положительно воздействовать на поверхности трения в пограничных слоях.
  3. Нейтрализация кислой среды (результат взаимодействия масла с продуктами сгорания).
  4. Хорошие моющие свойства, позволяющие удалять из зон трения загрязнения, образующиеся из-за износа и продуктов сгорания.
  5. Стойкость к пене.
  6. Отсутствие образования агрессивной среды.
  7. Обеспечить плоскую форму графика зависимости вязкости от температуры масла в достаточно широком диапазоне температур окружающего воздуха (упрощает пуск двигателя при отрицательных температурах).
  8. Низкий расход отходов.
  9. Совместимость с уплотнительными материалами.
  10. Стойкость к процессам старения (ухудшению физико-химических свойств с течением времени).

Приведите необходимые требования к моторным маслам, их свойствам, важнейшими из которых являются вязкость, назначение и эксплуатационные характеристики. Именно по этим параметрам классифицируются масла по российскому стандарту — ГОСТ 17479.1-85.

Классификация моторных масел по ГОСТ

В соответствии с ГОСТ 17479.1-85 моторные масла делятся на 3 класса: летние, зимние и всесезонные. При этом для летнего класса вязкость нормируется при 100°С, а для зимнего и всесезонного класса, кроме -18°С.

В целом зависимость от вязкости всех трех видов масел представлена ​​на рисунке ниже.

Зависимость от вязкости всех трех типов масел

В данном случае под максимальной вязкостью понимается значение вязкости, при котором двигатель еще можно запустить при низких температурах (холодный пуск).

При отрицательных температурах летние масла не дают холодного пуска и могут вызывать «масляное голодание» (поздняя подача к деталям из-за повышенной вязкости), а зимние масла (с низкой вязкостью) не обеспечивают необходимых режимов смазки летом. По этим причинам на практике в основном используются всесезонные масла.

В таблицах 1 и 2 ниже приведены данные по вязкости, назначению и эксплуатационным характеристикам моторных масел по ГОСТ.

Таблица 1 – Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85

 Класс вязкости  Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре
+100 °С -18 °С
по меньшей мере больше не надо больше не надо
3 часа 3,8 1250
4 часа 4.1 2600
5z 5.6 6000
6z 5.6 10 400
6 5.6 7,0
8 7,0 9.3
10 9.3 11,5
12 11,5 12,5
четырнадцать 12,5 14,5
шестнадцать 14,5 16,3
20 16,3 21,9
24 21,9 26.1
3з/8 7,0 9,5 1250
4з/6 5.6 7,0 2600
4з/8 7,0 9.3 2600
4 г/10 9.3 11,5 2600
5г/10 9.3 11,5 6000
5з/12 11,5 12,5 6000
5з/14 12,5 14,5 6000
6з/10 9.3 11,5 10 400
6з/12 11,5 12,5 10 400
6z/14 12,5 14,5 10 400
6з/16 14,5 16,3 10 400

Буква «з» в маркировке означает «загущенное» (имеется в виду зимние и всесезонные масла), а дробь означает, что масло всесезонное (зимний класс указан в числителе дроби, а летний класс стоит в знаменателе).

Таблица 2 – Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

Обозначение группы по ГОСТ 17479.1 Рекомендуемая область использования
И Нефорсированные бензиновые двигатели и дизельные двигатели
Б Б1 Легкоармированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Би 2 Дизельные двигатели с низким наддувом
НА В 1 Бензиновые двигатели со средним наддувом, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
В 2 Умеренно усиленные дизеля с повышенными требованиями к антикоррозионным и противоизносным свойствам масел, а также склонностью к образованию высокотемпературных отложений
Грамм G1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в сложных условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений, коррозии и ржавчины
G2 Высокофорсированные дизельные двигатели без наддува или со средним наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях эксплуатации более тяжелых, чем для масел из группы Г1
Д 2 Высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях эксплуатации или когда используемое топливо требует применения масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в условиях эксплуатации более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2
Е2 Отличаются повышенной растекаемостью, лучшими противоизносными свойствами

Если в маркировке присутствует индекс 1, он используется для бензиновых двигателей, а если индекс 2 – для дизелей. Отсутствие индекса означает, что масло универсальное.

Используя данные таблицы, можно подробно расшифровать классификацию масла по ГОСТу. Например, маркировка М-6з/10В: моторное масло (М) означает всесезонное универсальное (6з/10) для среднеприводных дизельных и бензиновых двигателей (В).

Помимо ГОСТ, в России получили распространение классификации смазочных материалов по зарубежным стандартам.

Классификация моторных масел по SAE

Стандарт SAE (Society of Automotive Engineers) Общества автомобильных инженеров Америки является одним из самых распространенных в мире. Классификация масел по SAE основана на общем принципе адаптации вязкости к свойствам масел в эксплуатации, а также делит масла на три группы: зимние, летние и всесезонные. Он отличается от классификаций по другим стандартам тем, что отмечает:

  1. Winter – содержит в маркировке букву W (зима) и 6 уровней вязкости: от 0W до 25W;
  2. Лето – маркируется только цифрой, характеризующей вязкость. Здесь предусмотрено 5 уровней вязкости: от 20 до 60;
  3. Всесезонные – так же, как и по ГОСТу, маркируются двойным символом, например, SAE 15W-30.

Классификация моторных масел по SAE

Примерное соответствие масел стандартам SAE и ГОСТ показано в таблице 3.

Таблица 3 – Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и SAE J-300

Класс вязкости Класс вязкости
ГОСТ 17479.1-85 САЭ Дж-300 ГОСТ 17479.1-85 САЭ Дж-300
3 часа 5 Вт 24 60
4 часа 10 Вт 3з/8 5w-20
5z 15 Вт 4з/6 10w-20
6z 20 Вт 4з/8
6 20 4 г/10 10w-30
8 5г/10 15w-30
10 тридцать 5з/12
12 5з/14 15w-40
четырнадцать 40 6з/12 20w-30
шестнадцать 6z/14 20w-40
20 50 6з/16

Классификация моторных масел по API

Стандарт API Американского института нефти (American Petroleum Institute) также широко используется в мировой практике. Классификация API делит масла на 2 широкие категории:

  1. Категория S (Service) — для легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей, оснащенных четырехтактными бензиновыми двигателями;
  2. Категория C (Commercial) — для грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники, дорожно-строительной техники, оснащенных дизельными двигателями.

Классификация моторных масел API

Первая категория S включает 10 классов, обозначаемых буквами латинского алфавита. Чем ближе к концу алфавита ставится эта буква, тем выше требования к качеству. Самое современное масло для бензиновых многоклапанных турбодвигателей класса SL.

Во второй категории С алгоритм обозначения 11 классов тот же (чем длиннее буква в алфавите, тем выше качество), только в обозначении иногда встречаются цифры, указывающие на тип двигателя: 2-тактный или 4-тактный. Инсульт. Наивысшее качество по категории С – масло класса CI-4 для высокооборотных дизелей.

Для обозначения универсальных масел по API используется двойная маркировка через знак дроби, например SG/CD.

Следует отметить, что наличие на упаковке знака классификации API не означает, что качество масла соответствует этому стандарту. Истинное соответствие стандарту API подтверждается только действующим сертификатом.

Классификация моторных масел по ILSAC

Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC) был создан Ассоциациями производителей автомобилей США и Японии, и разрабатываемые им стандарты в основном ориентированы на рынки этих стран. По классификации ILSAC моторные масла делятся на 5 классов с буквенным индексом GF и цифрой от 1 до 5, при этом GF-5 — самый современный класс (класс GF-6 находится в разработке).

Классификация моторных масел по ILSAC

Характерные особенности масел, соответствующих стандартам ILSAC:

  • энергосберегающие свойства;
  • улучшенные противоизносные свойства и обеспечивает высокую степень защиты от образования отложений;
  • повышенная совместимость с системой контроля выбросов.

Важные нюансы при выборе смазочных масел

32319517f69d1cff5c5ddbbbebd85a2a.png

Каждый тип смазочного масла имеет свои преимущества и недостатки (рис. 2).

Поэтому при выборе смазки для того или иного механизма следует учитывать следующее:

  • условия его работы (температура, влажность, степень агрессивности среды);
  • эксплуатационные нагрузки (скоростной и температурный режимы, удельное давление в зоне контакта);
  • материалы поверхности трения;
  • износ контактирующих частей (при увеличении необходимо использовать масло с большей вязкостью и плотностью).

Кроме назначения, данного ГОСТом, необходимо учитывать стоимость смазочного масла. Так, для смазки узлов трения, работающих в щадящих условиях (при низких температурах и давлениях, при отсутствии агрессивных сред), отлично подходит самая дешевая минеральная вода без присадок. Для механизмов, условия эксплуатации которых предъявляют повышенные требования к противоизносным, антиокислительным, противозадирным, противоскользящим, адгезионным свойствам смазочных материалов, применяют более дорогие минеральные, полусинтетические или синтетические масла с соответствующими присадками.

Наибольшее значение при выборе смазочного масла имеет индекс вязкости (VI) — зависимость вязкости (ν) от температуры. Его можно рассчитать по формулам, приведенным в ГОСТ 25371-97, или воспользоваться номограммой Виноградова (рис. 3).

f3d4941e79e0565fd4c2ed58a38506a7.png

Чем выше ИВ, тем шире температурный диапазон работы машин и механизмов (обеспечивается легкий холодный пуск и надежная смазка узлов трения при максимальных рабочих температурах).

 

 

 

 

 

 

Присадки

машинное масло

Современные моторные масла содержат в своем составе не только базовое масло, но и пакет (набор) присадок. Присадки представляют собой синтетические химические соединения, добавляемые в базовое масло для улучшения его физических и химических свойств. Суммарное массовое содержание присадок в масле может достигать 20-25%.

Одни присадки влияют на физические свойства базовых масел, другие изменяют их химические свойства. Добавки могут дополнять друг друга, но могут и оказывать друг на друга антагонистическое действие. Многие современные присадки выполняют несколько функций одновременно.

Производители чаще всего поставляют пакеты присадок в виде концентрированного раствора присадок в масле, содержащего до 50% действующих веществ. Такая готовая композиция присадок определенного состава добавляется в базовое масло и после смешивания получается готовое масло определенного назначения и класса качества.

  • Присадки, повышающие вязкость, также называемые модификаторами индекса вязкости, используются для улучшения вязкостно-температурных характеристик масла. Присадки, повышающие вязкость, обладают переменной растворимостью при разных температурах, за счет того, что они повышают вязкость масла и уменьшают изменение вязкости при изменении температуры, делая масло более текучим при низких температурах и более вязким при высоких температурах.
  • Депрессорные присадки, также называемые депрессорными присадками, препятствуют низкотемпературному гелеобразованию, возникающему в результате кристаллизации парафина, и тем самым снижают температуру застывания масла, так что оно становится жидким при более низких температурах.
  • Противоизносные присадки — образуют химические связи между маслом и металлической поверхностью, повышают смазывающую способность и липкость масла, предотвращают образование натертостей, царапин, трещин и износа.
  • Противозадирные добавки — создают сульфидную, фосфидную, хлоридную и хемосорбционную пленку в местах повышенных нагрузок и при сильном нагреве металлических контактных поверхностей, предотвращая сваривание, закрепление и слипание деталей.

машинное масло

  • Антифрикционные присадки — снижают коэффициент трения и обеспечивают экономию топлива, так как универсальные присадки с противоизносным, противозадирным и антифрикционным действием, диалкилдитиофосфат цинка (ЗДДФ), дисульфид молибдена, политетрафторэтилен, графит, ацетаты и бораты металлов, масло Используются растворимые эфиры жирных кислот и органические соединения молибдена.
  • Антикоррозийные присадки — защищают от коррозии и коррозионного износа детали из цветных металлов — вкладыши коренных подшипников, вкладыши шатунов, образуют защитную пленку и нейтрализуют кислоты.
  • Антикоррозионные присадки — защищают стенки цилиндров, поршни и поршневые кольца из стали или чугуна от ржавчины от действия кислот, создают защитную пленку и предотвращают контакт поверхности металла с кислотой.
  • Антиоксидантные присадки — снижают скорость окисления масла, которое происходит при высоких температурах под действием кислорода воздуха, препятствуют накоплению в масле продуктов окисления, от которых на поршневых кольцах, юбке и внутренней части поршня образуется нагар корона, продлить срок службы масла.
  • Моющие присадки — поверхностно-активные вещества с моющими свойствами защищают внутренние поверхности двигателя от налипания и накопления на них продуктов окисления, нагара и нагара, вымывают продукты окисления масла и износа деталей и доводят их до масляного фильтра.
  • Диспергирующие присадки — препятствуют агломерации и налипанию продуктов окисления и нерастворимых загрязнений, удерживают их во взвешенном состоянии, препятствуют оседанию на поверхности деталей двигателя.
  • Противопенные присадки – снижают склонность масла к пенообразованию и предотвращают превращение моторного масла в масляную эмульсию за счет разрушения стенок крупных пузырьков воздуха и уменьшения количества мелких пузырьков воздуха.

Выбираем моторное масло: порядок действий

К выбору моторного масла нужно подходить с особой тщательностью, ведь именно благодаря ему автомобиль служит вам верой и правдой. Заливать под капот первую попавшуюся жидкость нельзя. Итак, как вы выбираете его?

Порядок выбора масла и его покупки:

  1. Перед походом в магазин нужно изучить предпочтения двигателя. Для этого откройте руководство по эксплуатации автомобиля и внимательно прочитайте его. Обратите внимание: технические характеристики выбранного масла должны соответствовать требованиям производителя двигателя. В противном случае невозможно будет оценить возможности той или иной смазки. Он просто не может начать рационально функционировать под вашим капотом.
  2. Выбираем марку. Все крупные нефтеперерабатывающие заводы размещают в интернете подробную информацию обо всех моторных маслах, чтобы автовладельцам было легче. Какими бы привлекательными ни казались свойства того или иного нефтепродукта, всегда читайте о нем отзывы. Они позволят составить полное представление о том или ином моторном масле.
  3. Изучаем каталог. После того, как нужный производитель выбран, можно продолжить изучение каталога. Вы должны следить за тем, чтобы необходимое автомасло, например, минеральное, было на полках фирменных отделов этой марки.
  4. Изучаем точки продаж. Многие моторные масла довольно сложно найти на витринах местных магазинов. Они могут быть сосредоточены в центральной части страны. В это время отдаленные районы должны самостоятельно получать выбранное моторное масло. Следует помнить, что выбирать масла только в официальных магазинах, которые есть на сайте бренда: слишком велик риск наткнуться на подделку.
  5. Моторное масло выбираем исходя из предпочтений производителя автомобиля. Для этого можно воспользоваться специальным фильтром в каталоге производителя, либо обратиться за помощью в службу специального подбора. Такую услугу можно найти на официальных сайтах крупных производителей, чтобы сэкономить время автомобилиста. Получив результаты поиска масла по марке автомобиля, обязательно сравните их с рекомендациями мануала. Если указанная вязкость или химическая основа подобраны неправильно, вы рискуете серьезно повредить автомобиль. Например, слишком жидкое моторное масло очень быстро выйдет за свои пределы через увеличенные отверстия. Чрезмерная плотность, наоборот, будет мешать движению механизмов и увеличивать нагрузку на механизмы.
  6. Перед покупкой проводим визуальный осмотр тары. Это нужно делать даже в официальных торговых точках, чтобы гарантированно защитить вас от подделок. Обратите внимание на исполнение: самоклеящиеся швы, элементы, скрепляющие чехол, этикетки. Любая мелочь, указывающая на производственный брак, может указывать на подделку. В качестве дополнительной меры безопасности не лишним будет запросить документы, подтверждающие качество товара.

После того, как вы убедились в подлинности моторного масла и возможности использования в вашем автомобиле, можно переходить к собственно обслуживанию.

Марки моторных масел
Марки моторных масел.

Классификация масел Европейской ассоциацией автопроизводителей (ACEA)

Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквенным сочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем выше это число, тем выше требования к маслу: например, масло с классом ACEA A3/B3 также имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные компактные двигатели с турбонаддувом, европейцы вынуждены разрабатывать специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (для снижения потерь на трение и улучшения экологических характеристик).
Например, масло класса ACEA A5/B5 может быть лучше, чем API SM/CI-4 по ряду параметров.

Основные характеристики моторных масел

  • Вязкость. Один из основных показателей масла. Моторное масло меняет вязкость в зависимости от температуры – чем она ниже, тем гуще будет масло, и наоборот, при повышении температуры вязкость должна уменьшаться. Качественное масло должно обеспечивать бесперебойную работу двигателя как в зимних условиях (холодный пуск двигателя), так и при высоких температурах. В первом случае масло не должно иметь малой вязкости, чтобы стартер мог провернуть коленчатый вал, а во втором случае масло должно иметь подходящую вязкость для образования защитной масляной пленки между парами трения.
  • Точка возгорания. Эта характеристика показывает степень испаряемости масла в процессе эксплуатации. Качественные моторные масла имеют температуру вспышки выше 225°C. Если в масле есть летучие фракции, то в процессе эксплуатации они быстро сгорят, что приведет к повышенному расходу.
  • Минусовая температура. Это температурная отметка, при которой масло теряет текучесть. Температура застывания указывает на момент повышения вязкости при низких температурах, что вызывает застывание масла.
  • Базовый номер (ТБН). Указывает общую щелочность масла. Моющие и диспергирующие средства обладают щелочными свойствами. Высокое щелочное число означает способность масла предотвращать образование отложений и нейтрализовать агрессивное воздействие кислот, образующихся при работе двигателя. Базовое число (TBN) моторных масел 8-9 единиц, масел для дизельных двигателей 11-14. В процессе эксплуатации падает показатель TBN, теряются нейтрализующие свойства.
  • Кислотное число (ОКЧ). Определяет содержание продуктов окисления в моторном масле. Чем ниже это число, тем лучше для масла и двигателя. Увеличение кислотного числа свидетельствует об окислительных процессах, которые происходят из-за увеличения содержания в составе кислых продуктов сгорания топлива. Это означает, что масло отработало долгое время.

Обычно в состав масла вовлекают следующие присадки:

Беззольные демпфирующие присадки препятствуют образованию низкотемпературных отложений на деталях двигателя, осадкам в картере, засорению фильтров, а также предотвращают повышение вязкости масла при накоплении в нем частиц сажи от неполного сгорания топлива.

Очистители золы (детергенты) представляют собой растворимые в базовом масле мыла, которые поддерживают чистоту поршней и обеспечивают хорошую подвижность поршневых колец, удерживая в масле мельчайшие частицы нерастворимых веществ, не оседая на деталях двигателя. Способность масла препятствовать слипанию и увеличению размеров частиц необходима для предотвращения износа и преждевременного засорения масляных фильтров, а также для улучшения прокачиваемости на холоде (защита двигателя при холодном пуске). Обычно в составе масла используются комбинации детергентов, которые обладают способностью дополнять и улучшать эффективность друг друга. Моющие средства содержат металлы (кальций, магний), которые придают маслам зольность. Зола – это неорганический остаток, образующийся после сжигания масла. Его избыток крайне нежелателен, поскольку это абразивный материал. Многие моющие средства придают маслу способность нейтрализовать кислоты. Такие моющие средства называются щелочными. Роль щелочных моющих средств в предотвращении коррозионного износа деталей двигателя очень важна.

Антиоксиданты ингибируют окисление масла кислородом воздуха при высоких температурах. Антиоксиданты разных классов часто вводят в масляные композиции в виде парных или тройных смесей, что дает наилучший эффект. При рациональном сочетании моющих и антиоксидантных средств можно значительно снизить рост вязкости масла и увеличить срок его непрерывной работы.

Противоизносные присадки предотвращают быстрый износ трущихся деталей двигателя в основном за счет химического взаимодействия с металлическими поверхностями и образования пленок, препятствующих контакту металла с металлом, образованию царапин, износу.

Антикоррозионные присадки защищают антифрикционные сплавы на основе меди, свинца, олова от коррозии, образуя прочные защитные пленки на вкладышах, вкладышах и других деталях подшипников.

Противопенные присадки предотвращают пенообразование масла и ускоряют разрушение образовавшейся пены. В последнее время проблема вспенивания масла приобрела особое значение в связи с использованием дизельных масел в качестве рабочей жидкости в системах впрыска топлива под высоким давлением с использованием гидронасосных форсунок.

Модификаторы трения (антифрикционные присадки) снижают коэффициент трения на предельном режиме смазки, повышая тем самым механический КПД двигателей. Эти присадки добавляются в энергосберегающие масла.

Демпфирующие присадки снижают температуру застывания масел, их добавляют в зимние и всесезонные масла для улучшения текучести при низких температурах.

Модификаторы вязкости (загустители) повышают индекс вязкости масла.

Другие присадки в моторные масла применяются редко, в тех случаях, когда к маслу предъявляются особые требования.

Также существуют и другие спецификации:

  • ILSAC «Международный комитет по стандартам и одобрению смазочных материалов» — японская ассоциация, выпускающая собственные стандарты для масел (GF1, GF2, GF3), используемых в бензиновых двигателяхклассификация iLSAC
  • OEM — это спецификация автопроизводителей, у них более высокие требования и они проводят свои тесты, все крупные компании (BMW, MB, Toyota, Honda, MAN, Volvo, Ford и другие) так делают).

Как делают моторное масло

Много лет назад, в 1873 году, профессору Джону Эллису впервые удалось получить моторное масло. Он провел много времени, изучая свойства сырой нефти. Многочисленные эксперименты позволили ему сделать вывод, что оно обладает прекрасными смазывающими свойствами.

Современный процесс изготовления моторных масел

Производство моторного масла, как и всех остальных, начинается с переработки сырья – нефти. Прежде чем попасть на завод смазочных материалов, оно проходит ряд очисток на нефтеперерабатывающих заводах. В первую очередь из масла испаряются самые легкие соединения бензола: спирт, керосин, бензин с разным октановым числом.

После бесчисленных обработок масло становится мазутом. После вакуумирования он разделяется на минеральное масло (основное сырье) и гудрон. Последний не исчезает, а идет на производство асфальта. Таким образом, производство моторных масел в России косвенно способствует развитию дорожного строительства.

Нефтепродукты

Первый этап

На первом этапе производства моторных масел происходит процесс гидроконверсии базового сырья с участием водорода. Частицы этого газа очищают масло от примесей соединений азота и серы. Полученный таким образом продукт относится ко второй группе. Это отличает моторное масло российского производства от других, ведь не все компании используют метод гидроконверсии.

В ходе этого процесса моторная жидкость приобретает свой цвет, прозрачность и специфический запах.

Как выбрать масло для конкретного автомобиля

Об этом уже позаботились производители автомобилей и масел, разработав конкретные рекомендации именно для вашего автомобиля.

Вы можете пойти тремя путями. В первую очередь узнайте эту информацию на официальном сервисе, где вам могут предложить фирменное масло согласно возрасту и пробегу автомобиля. Как правило, это делают известные крупные концерны, причем одни ставят свой логотип рядом с клеймом производителя автомобиля, а другие не афишируют себя. Важно, чтобы все параметры масла были специально согласованы с разработчиками автомобиля.

Конкретные рекомендации есть и в инструкции к автомобилю. Однако чаще это указывает на гарантийный срок, когда автомобиль еще относительно новый и подлежит ремонту, а это подразумевает посещение официального сервиса, что возвращает нас к первому пункту.

Наконец, на официальных сайтах крупных производителей масел (в том числе и некоторых отечественных) есть электронный сервис подбора автомобилей определенной модели с определенным двигателем и годом выпуска. И этот вариант можно считать правильным.

Более точные рекомендации может дать опытный мастер автосервиса с учетом пробега и износа автомобиля.

Стандарт ACEA

Эта классификация распространена в Европе. Аббревиатура расшифровывается как название организационной структуры «Европейской ассоциации автопроизводителей». Стандарт был введен в 1996 году.

ACEA означает европейские стандарты физических и химических исследований. Но с 03.01.1998 г классификация была пересмотрена, в результате чего были введены другие правила, действующие с 03.01.00 г. Исходя из этого, полное наименование ACEA-98.

Европейский стандарт имеет сильное сходство с международным — API. Однако ACEA более требовательна по ряду причин:

  • бензиновый/дизельный двигатель обозначается буквенными обозначениями – А или В. Класс А подразумевает три степени использования, класс В – четыре;
  • грузовой автомобиль (дизельная силовая установка) и эксплуатируемый в тяжелых условиях маркируется буквой «Э». Четыре уровня использования.

Классификация масел ACEA
Числовое значение после буквы означает требования стандарта: более высокие цифры соответствуют более строгим требованиям.

Итого: Моторное масло А3/В3 ACEA аналогично по свойствам, параметрам SL/CF (API). Однако европейская классификация предполагает использование масел особых классов. Причина в массовом производстве в Старом Свете автомобилей с небольшими турбированными двигателями, которые находятся под большой нагрузкой. Такие составы автомобильных масел помимо основной функции должны еще и защищать элементы двигателя внутреннего сгорания, а также иметь минимальную степень вязкости, чтобы:

  • снижение потерь мощности на трение;
  • улучшить экологические показатели.

Исходя из этого, моторное масло A5/B5 (ACEA) превосходит SM/CI-4 (API) по ряду параметров).

Изменение состава

Классификация ACEA может претерпевать изменения в зависимости от конкретной марки автомобиля. Это связано с разными технологиями, используемыми в своих двигателях европейскими автопроизводителями.

Поэтому для определенного типа силового агрегата, разрабатываемого автопроизводителем, необходимо использовать более точные требования, предусмотренные классификацией.

Пример: легковые автомобили с современными силовыми установками (BMW, VW Group) оснащены передовыми электронными системами. Они соответствуют стандарту ACEA и требуют специального состава масла.

В сегменте грузовых автомобилей (дизельные силовые установки) есть лидеры в виде Scania, MAN, Volvo – эти автомобили также соответствуют стандартам и задают эталон лучших масел.В классе люксовых автомобилей традиционно лидирует Mercedes-Benz.

вязкость масла

Бренды, заслужившие мировое признание

Мировой рынок нефтепродуктов включает бесчисленное множество моторных масел. Выбор настолько велик, что перечислить все бренды просто невозможно. Однако среди них можно выделить те, которые заслуживают повышенного внимания автомобилистов.

Shell

Моторные масла этой марки обладают отличными защитными свойствами. Они адаптированы ко всем условиям эксплуатации автомобиля. От размеренной городской езды до агрессивной езды, сопровождающейся длительной перегрузкой моторного отсека.

«Шелл» предлагает ряд синтетических моторных масел, которые сбалансируют всю систему. Содержит минимум вредных примесей, поэтому не только безопасен для окружающей среды, но и для самого двигателя. Копоть и копоть после заливки этого масла не обнаруживаются.

Mobil

Об этом автомобильном масле знают все автолюбители, ведь оно обладает рядом привлекательных качеств:

  1. На протяжении всего интервала замены химический состав моторного масла остается стабильным в условиях высоких перегрузок: каждый элемент системы надежно защищен прочным слоем масляной пленки.
  2. В критических температурных условиях жидкость не будет испаряться или кристаллизоваться. Это обеспечивает правильную работу всей системы.
  3. Благодаря пакету синтетических добавок внутри устройства всегда чисто. Масло поглощает все загрязнения и удерживает их во взвешенном состоянии. При этом моторное масло Mobil предотвращает засорение фильтрующих элементов, что положительно сказывается на личной экономии автовладельца.
  4. Некоторые виды смазок обладают энергосберегающими свойствами. Это означает, что система использует топливо равномерно и не требует частой дозаправки.

G-Energy

В каталог технических смазок итальянского бренда входят моторные масла синтетические и полусинтетические. Нефтяной гигант не производит минеральную воду из-за низкого спроса на натуральные ингредиенты.

Ассортимент G-Energy пополняется с завидным постоянством. Уследить за всеми новостями просто невозможно. Каждый тип жидкости обладает повышенной устойчивостью к температурным перепадам, сохраняет стабильность в условиях длительных нагрузок и выступает в качестве эффективного защитного материала, предотвращающего преждевременный износ металлических поверхностей.

информация.png
Автомобильное масло активно борется с коррозией в системе и предотвращает химические реакции, приводящие к повреждению элементов конструкции.

Liqui Moly

О немецком качестве можно говорить часами, ведь равных этим производителям нет. Каждое масло, выпускаемое под этим брендом, обладает отличными смазывающими, моющими и защитными свойствами. Моторное масло увеличивает ресурс двигателя, улучшает мощность автомобиля.

Ассортимент марки постоянно обновляется, внедряются новые технологии, обеспечивающие непревзойденную защиту всех механизмов. Несмотря на высокие эксплуатационные характеристики, моторные масла Liqui Moly, используемые для бензиновых и дизельных двигателей, продаются по очень привлекательным ценам.

Ликвид Моли
Ликвид Моли.

Idemitsu

Если вы стали обладателем японского автомобиля, самое время обратить внимание на автомасло Idemitsu. Он отвечает всем современным требованиям производителей и имеет отличные эксплуатационные характеристики.

Заливая эту смазку под капот автомобиля, вы получаете:

  • значительная личная экономия достигается за счет измерения расхода топлива.
  • повышение производительности двигателя внутреннего сгорания без снижения ресурса.
  • увеличенный межсервисный интервал, что также положительно сказывается на состоянии кошелька автовладельца.
  • гарантированная защита всех элементов конструкции при любых условиях эксплуатации автомобиля.

Все жидкости разливаются Idemitsu Kosan в два вида упаковки – пластиковую и жестяную. Если пластик довольно часто подделывают, в его подлинности можно убедиться, купив жестяную тару.

Petro Canada

Встретить это моторное масло в нашей стране достаточно сложно, в связи с небольшим количеством официальных представительств канадской компании Petro Canada. Тем не менее, автомобильное масло этой марки обладает завидным магнетизмом для европейских потребителей. Первое, на что следует обратить внимание в нефтепродуктах, это их высокая термическая стабильность. Даже при самых низких температурах смазка не кристаллизуется внутри двигателя, а сразу начинает заполнять систему, предохраняя ее от кратковременного масляного голодания. В жарких условиях способность Petro Canada своевременно отводить тепло от двигательной установки сохраняется.

Еще одним преимуществом являются инновационные добавки. Именно благодаря им внутри силового агрегата всегда чисто. Добавки отделяют загрязнения от металлических поверхностей, выводят их из рабочей зоны и создают на элементах защитный слой. Помимо очищающих, моторное масло обладает антикоррозийными свойствами, позволяющими увеличить срок службы двигательной установки.

Xado

Как и Petro Canada, автомасла этой марки редко можно встретить на прилавках отечественных магазинов. Несмотря на высокую популярность в России, эти нефтепродукты пользуются спросом за рубежом.

Основные характеристики голландских моторных масел Xado:

  • восстановить структуру металлических поверхностей по технологии Atomic Oil с атомарным ревитализующим агентом.
  • отличные моющие и диспергирующие свойства.
  • предотвращают образование копоти, нагара и отложение загрязнений на деталях.

Ассортимент Xado включает синтетические, полусинтетические и минеральные моторные масла. Это значит, что среди нефтепродуктов этой марки можно найти подходящий состав для любого автомобиля. Кроме того, производитель предлагает как дорогие элитные сорта автохимии, так и более дешевые альтернативы смазочным материалам.

Самые популярные бренды в России
Самые популярные бренды в России.

Источники

  • https://unit-car.com/termini-i-sokrasheniya/264-motornye-masla.html
  • https://oilcool.ru/article/smazochnye_masla_klassifikatsiya_vidy_i_primenenie/
  • https://autoexpertjournal.ru/motornoe-maslo/
  • https://ProAvtomaslo.ru/poleznye-sovety/motornoe-maslo
  • https://uazbuka.ru/engine/oil/class_oil.html
  • https://mitlis.ru/info/articles/vse_stati/motornye_masla_tekhnicheskie_osobennosti/
  • https://ustroistvo-avtomobilya.ru/e-kspluatatsionny-e-materialy/masla/masla-dlya-dvigatelej/
  • http://autoleek.ru/avtomobilnye-zhidkosti/masla/sostav-motornogo-masla.html
  • https://molotokrus.ru/avtomobilnye-masla-sposoby-polucheniya/
  • https://mirsmazok.ru/motornye-masla/iz-chego-delayut-motornoe-maslo/
  • https://mafin.ru/media/razbory/chto-nuzhno-znat-o-motornom-masle
  • https://autolirika.ru/interesnoe/avtomobilnye-masla-ih-klassifikaciya-i-vidy.html

[свернуть]
Share