О стандарте
Изначально в мире существовала спецификация API (American Petroleum Institute). Однако разные условия эксплуатации автомобилей в Европе, постоянное развитие технологий и конструктивные отличия от американских автомобилей вынуждали производителей создавать собственные допуски моторных масел. В 1996 году было опубликовано первое издание стандартов Европейской ассоциации. Вскоре стандарт стал международным.
В 2004 году классификация была изменена. Если раньше стандартизация проводилась отдельно для дизельных и бензиновых двигателей, то с 2004 года марки масел объединились. Появились допуски ACEA A1/B1, ACEA A3/B4 и так далее. Первая пара букв/цифр означает уровень характеристик бензинового двигателя, вторая — дизельного. Масла, подходящие только для дизельных двигателей или только для бензиновых ДВС (например, ACEA A3, ACEA A5 или ACEA B5), сегодня недоступны.
Спецификации ACEA делятся на 4 группы:
- А — для бензиновых двигателей имеют среднюю сульфатную зольность и высокое содержание серы;
- Б — для нагруженных двигателей сульфатная зольность и количество серы несколько ниже;
- С — для двигателей внутреннего сгорания для бензиновых, дизельных двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами и катализаторами с увеличенным сроком службы;
- Е – для дизелей, работающих в тяжелых условиях.
Каждая группа имеет 5 категорий, обозначаемых цифрами от 1 до 5. Смазки из них отличаются эксплуатационными характеристиками и составом.
С — моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей с катализаторами восстановления отработанных газов
С1 — Масла, стойкие к механической деструкции, совместимые с установками нейтрализации отработавших газов, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Они подходят для двигателей, в которых для смазывания некоторых двигателей можно использовать масла, уменьшающие трение, которые становятся маслянистыми при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с.
С2 — Масла, стойкие к механической деструкции, совместимые с установками нейтрализации отработавших газов, предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Они подходят для двигателей, в которых можно использовать масла, уменьшающие трение, которые становятся маслянистыми при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с). • Эти масла продлевают срок службы дизельных сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и улучшают экономию топлива.
С3 — Масла, устойчивые к механической деструкции, совместимые с установками нейтрализации выхлопных газов, предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, увеличивая срок службы последних.
С4 – моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующие последним ужесточенным требованиям по экзоэкологии Евро-4 (в редакции 2005 г.). Масла, устойчивые к механической деструкции, совместимые с установками нейтрализации выхлопных газов, предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, требующих SAPS (пониженное содержание сульфатной золы, фосфора, серы) и минимальной вязкостью HTHS (3,5 мПа)·с.), оснащенных сажевым фильтром DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC, увеличивает срок службы последних.
Классы моторных масел по ACEA
Рассмотрим классы моторных масел, которые предлагает стандарт ACEA.
Моторные масла ACEA A/B
ACEA A/B — это смешанный класс моторных масел, в который входят материалы как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. До 2004 года это были две разные категории масел.
Сюда входят следующие категории масел:
-
А1/В1
-
А3/В3
-
А3/В4
-
А5/В5
К первой категории относятся масла, устойчивые к экстремальным температурам и адаптированные к сложным условиям эксплуатации. Отличаются топливосберегающими свойствами, не теряют стабильности и смазывающих свойств. Эти масла имеют увеличенные интервалы замены и самый низкий расход. Материалы этой категории могут не подходить для использования в некоторых типах двигателей внутреннего сгорания, поэтому следует тщательно следовать инструкциям производителя транспортного средства.
Ко второй категории относятся моторные масла для легких дизельных и высокоэффективных бензиновых ДВС. Это высокоэффективные всесезонные материалы со средними интервалами дренажа.
ACEA A3/B4 — моторные масла, предназначенные для высокопроизводительных дизельных и бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива, таких как Volkswagen TSI и т д. Они очень экономичны и могут использоваться вместо моторных масел A3/B3.
К четвертой категории относятся материалы, стойкие к механическому разрушению, которые используются в высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателях. Они имеют низкую вязкость, увеличенные интервалы замены и снижают трение. Эти масла достаточно текучие, поэтому их нельзя использовать в некоторых моделях двигателей.
Моторные масла ACEA C
Моторные масла ACEA C включают жидкости, совместимые с каталитическими нейтрализаторами и сажевыми фильтрами: C1, C2, C3 и C4. Это новый класс масел, отвечающих строгим экологическим требованиям.
Масла ACEA C1 предназначены для автомобилей с высокопроизводительными дизельными и бензиновыми двигателями, оснащенными трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами или сажевыми фильтрами. Такие масла характеризуются малой сульфатной зольностью, малым содержанием фосфора и серы, а также малой вязкостью при высоких температурах.
Масла категории ACEA C2, в отличие от предыдущих, имеют умеренную зольность и являются немного бюджетным вариантом.
Масла, относящиеся к категории ACEA C3, также имеют умеренную зольность, в отличие от C1 и C2 не обладают ярко выраженными топливосберегающими свойствами.
Масла ACEA C4 предназначены для бензиновых и дизельных двигателей и соответствуют требованиям ЕВРО-4 по выхлопным газам. Они подходят для транспортных средств, где требуется пониженное содержание сульфатной золы, серы и фосфора.
Все материалы, соответствующие требованиям ACEA C, продлевают срок службы каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров. Но перед их использованием следует внимательно ознакомиться с требованиями производителя автомобиля, т.к. Эти масла подходят не для всех двигателей.
Моторные масла ACEA E
Моторные масла категории ACEA E — это материалы, предназначенные для дизельных двигателей грузовых автомобилей. Все они обеспечивают высокую чистоту поршней от загрязнения краской и соответствуют требованиям экологических норм ЕВРО-1, ЕВРО-2, ЕВРО-3, ЕВРО-4 и ЕВРО-5.
ACEA E4 — моторные масла для дизельных ДВС, работающих в очень тяжелых условиях. Они подходят только для двигателей, не оборудованных сажевым фильтром, а также для некоторых агрегатов, оснащенных системами снижения выбросов оксидов азота и рециркуляции отработавших газов.
ACEA E6 включает масла для дизельных двигателей, работающих в очень тяжелых условиях. Они подходят для агрегатов с сажевыми фильтрами и без них, а также совместимы с системами снижения выбросов оксидов азота и рециркуляции отработавших газов. Применение масел класса Е6 строго обязательно для всех дизельных двигателей с сажевыми фильтрами, работающих на малосернистом топливе.
Масла ACEA E7 используются в дизельных двигателях, работающих в тяжелых условиях. Они рекомендованы для использования в двигателях внутреннего сгорания без сажевых фильтров и агрегатах с системами снижения выбросов оксидов азота и рециркуляции отработавших газов.
ACEA A9 — мощные моторные масла для дизельных двигателей. Их можно использовать как в устройствах, оснащенных фильтрами твердых частиц, так и без них. Они также совместимы с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения содержания оксидов азота. Такие материалы рекомендуются для использования в двигателях с сажевыми фильтрами, работающих на малосернистом топливе.
Кому подходит моторное масло c2?
Обозначение С имеют все смазки для дизельных агрегатов и бензиновых двигателей, дополненные установками нейтрализации отработавших газов — Low/Mid SAPS. К категории low SAPS относится всесезонная смазочная смесь C2. Применяется в мощных легких дизельных агрегатах и бензиновых двигателях внутреннего сгорания, которые оснащены инновационными системами нейтрализации отработавших газов. Вязкость таких масел низкая, и не превышает SAE xW30.
Интервалы обслуживания с этим смазочным материалом увеличиваются, а экономия топлива составляет более 2,5.
Применяется в автомобилях, где установлены сажевые фильтры или каталитические нейтрализаторы. Обладает отличными эксплуатационными характеристиками и не требует частой заправки. С2 отлично защищает двигатель, очищает внутренние поверхности от нагара и осадков, бережно влияет на работу различных узлов и систем автомобилей. Соответственно, спрос на такие моторные масла среди водителей достаточно высок.
Маркировки и их значения
в выпуске 2012 года отмечается:
- 4 категории смазочных материалов для бензиновых двигателей внутреннего сгорания и дизельных двигателей легковых/легковых автомобилей (ACEA A3/B4, A1/B1, A3/B3, A5/B5);
- 4 категории — для дизелей тяжелой техники (от С1 до С4);
- класс 4 — для двигателей с системами очистки выхлопных газов (Е4, Е6, Е7, Е9).
Ниже вы найдете распечатку спецификаций ACEA для различных двигателей. Для простоты описания разбиты на группы по назначению.
Класс A/B: для бензиновых ДВС и малонагруженных дизелей
А1/В1 – составы для бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания, предусматривающие увеличенный интервал замены масла. Они обеспечивают низкое трение при высоких температурах и скорости сдвига до 3,5 МПа/с.
А3/В3 – смазочные материалы для высокопроизводительных бензиновых двигателей, дизельных двигателей легковых автомобилей. Рассчитано на увеличенный интервал замены, круглогодичное использование и обеспечивает нормальные условия работы двигателей внутреннего сгорания в тяжелых условиях эксплуатации.
ACEA A3/B4 — для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Замените масла A3/B3. Продукция класса ACEA A3/B4 энергосберегающая, снижает расход топлива.
ACEA A5/B5 – для высокопроизводительных дизельных двигателей, бензиновых двигателей. Обеспечивают низкий коэффициент трения при высоких температурах, высокие скорости сдвига. Может использоваться вместо смазки ACEA A3/B4.
Класс C: для ДВС с сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами
С1 – состав для двигателей с сажевыми фильтрами, трехкомпонентными катализаторами. Продлевает срок службы системы нейтрализации отработавших газов. Обеспечивает нормальные условия эксплуатации в тяжелых условиях эксплуатации: при высоких температурах, скорости сдвига до 2,9 МПа/с.
С2 — масло для высокопроизводительных дизельных двигателей, бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Отличается от предыдущего вида содержанием различных веществ.
С3 – жир с низкой сульфатной зольностью. Имеет низкую вязкость при высоких температурах, скорость сдвига до 3,5 МПа/с.
С4 — Жир с низким содержанием сульфатной золы, низким содержанием серы и фосфора. Имеют минимальную вязкость при высоких температурах и скорости сдвига до 3,5 МПа/с.
Класс E: для мощных дизелей спецтехники
Е4 – составы, обеспечивающие чистоту поршней. Рекомендуется использовать для дизельных двигателей, соответствующих экологическим нормам Евро-1 — Евро-5, работающих в тяжелых условиях (высокие нагрузки, длительная непрерывная работа). Вещества относятся к оборудованию, для которого предусмотрен увеличенный межсервисный интервал. Данная спецификация моторного масла не подразумевает совместимость с дизельными сажевыми фильтрами. Совместимость с системой рециркуляции необходимо уточнять для каждой конкретной модели автомобиля.
Е6 – смазочные материалы, совместимые с сажевыми фильтрами, системами рециркуляции отработавших газов. Рекомендуется для автомобилей, работающих на топливе с низким содержанием серы.
Е7 – составы для двигателей внутреннего сгорания без сажевых фильтров, но с системами рециркуляции выхлопных газов, снижающими уровень оксидов азота.
Е9 – продукты с аналогичной предыдущей областью применения, но с более жесткими требованиями к составу. Используется на самых современных машинах.
Расшифровка стандарта АСЕА С3
Класс «С» характеризует стандартные требования, предъявляемые к легким дизельным двигателям и бензиновым агрегатам, оснащенным системами очистки и рециркуляции выхлопных газов. Классификация разделена на группы и для понимания следует рассмотреть все.
- С1 – жидкости устойчивы к разрушению и могут применяться в высокофорсированных устройствах. Преимуществом такой смазки является совместимость с энергоэффективными двигателями, требующими минимальной зольности и пониженной текучести.
- C2 – это следующий стандарт, предназначенный для дизельных и бензиновых двигателей, оснащенных передовыми системами очистки. Смазочные материалы, подходящие для заправки двигателей внутреннего сгорания, отличаются повышенной топливной экономичностью и сниженными выбросами в атмосферу.
- C3 — самый интересный и распространенный стандарт. Масла группы ужесточают требования своих предшественников и обеспечивают лучшую защиту двигателя от перегрева и фрикционных повреждений. Отдельно выделена совместимость с трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами, рециркуляторами выхлопа и каталитическими нейтрализаторами.
- С4 – еще более строгий стандарт представляет собой полное соответствие классификации экологического стандарта Евро-5.
Как ACEA классифицирует моторные масла?
Классификация ACEA выделяет следующие классы масел:
-
А/В – моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей, к которым также относятся категории ACEA, актуальные до 2004 года
-
С — моторные масла для дизельных и бензиновых ДВС, соответствующие требованиям ЕВРО-4 и совместимые с сажевыми фильтрами и катализаторами
-
Е — для тяжелых дизельных двигателей
Каждый из этих классов соответствует разным уровням производительности.
В 2012 году было опубликовано последнее издание ACEA. Согласно новому стандарту ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5 стали практически идентичными. Разница между ними заключается в сульфатной зольности (≤ 1,3 для первого и ≤ 1,6 для второго стандарта), а также в более строгих требованиях ACEA A5/B5 к чистоте поршней и образованию отложений. Фактически, масла ACEA A1/B1 стали эквивалентны маслам ACEA A5/B5 для большинства применений.
Одним из нововведений в редакции 2012 года стало введение теста на окисление биотоплива (GFC-Lu-43A-11). Он заключается в изучении окислительной стабильности моторного масла при температуре +100 °С в течение 144 часов. Испытание считается успешным, если увеличение вязкости не более 200%. Прохождение этого теста является обязательным для масел ACEA A5/B5 и необязательным для материалов ACEA A1/B1.
Видео
Какое значение имеет параметр ACEA?
Масла каждого класса ACEA имеют собственное базовое масло, присадки, интервалы замены, эксплуатационные характеристики, области применения и грузоподъемность. Соответственно, при одном и том же классе вязкости, например SAE 10W-40, по ACEA они будут отличаться рабочими свойствами и применимостью.
Таким образом, параметр SAE имеет очень мало информации о характеристиках моторного масла. Если производитель автомобиля требует заливать в двигатель масло ACEA A3/B4, заливать масло ACEA A5 уже будет нельзя.
Разделение по типу жидкости
Сегодня классификация ACEA строго различает дизельные и бензиновые смазочные материалы. Для облегчения распознавания емкости с жидкостью маркируются соответственно буквами А и С. При этом каждый стандарт имеет еще и цифровой индекс — класс. Чем больше простое число, тем строже требования к смазке.
Структура стандартов такова, что каждая новая спецификация улучшает характеристики предыдущей, а жидкость может использоваться как достойная замена.
Другие стандарты: отличия и сходства
Классификация ACEA не единственная в мире. Стандарты API и ILSAC также общепризнаны. В странах СНГ смазочные материалы приведены в соответствие с ГОСТ. Но этот стандарт не используют при выборе масла, опираясь на международные классификации.
API
Американский институт нефти делит все основы, на которых изготавливаются смазочные материалы, на 5 групп. Они показаны в таблице ниже.
Я | Минеральные масла, полученные удалением из нефти парафинов, серы, ароматических соединений. База содержит менее 90% насыщенных соединений. Индекс вязкости варьируется в пределах 90–100 единиц, содержание серы менее 0,03% по объему. |
II | Продукты с низким содержанием ароматических соединений и парафинов. Отличаются повышенной устойчивостью к окислению – сохраняют свои свойства даже при высоких температурах. Индекс вязкости варьируется в пределах 100-120 единиц, содержание серы менее 0,03% по объему. Содержит более 90% насыщенных соединений |
III | База с высоким индексом вязкости. Они производятся по современной технологии – каталитическому гидрокрекингу. Индекс вязкости – более 120 единиц, содержание серы – менее 0,03% по объему. Содержит более 90% насыщенных соединений. Создает пленку, более прочную и устойчивую к температурам, чем предыдущие типы продуктов. |
IV | Синтетические основы, полученные путем смешивания полиальфаолефинов (ПАО) с полиэтиленгликолями (ПАГ). Они характеризуются устойчивостью к окислению, широким диапазоном рабочих температур и высокой вязкостью. |
В | Нафтеновые, эфирные, ароматические, растительные и другие масла, не вошедшие в предыдущие группы. |
S — категории качества для бензиновых двигателей; В зависимости от базового и дополнительного пакета делаются выводы о применимости готового состава на автомобилях определенных годов выпуска. Классификация ACEA делит все смазки на 4 категории, API — на 2:
- S — категории качества для бензиновых двигателей;
- С — нормы для дизеля.
Относительно недавно был введен дополнительный класс – EC (Energy Conserving). Этот знак относится к энергосберегающим продуктам.
Каждый стандарт содержит 2 буквы. Первая обозначает группу (S или C), вторая — год выпуска авто, к которым применимо масло.
API — это американский стандарт, но он признан во всем мире. Поэтому класс по этому стандарту можно присвоить европейскому маслу.
- https://motoroilclub.ru/harakteristiki/acea-a5-b5.html
- https://www.rmasla.ru/articles/acea/
- https://mirsmazok.ru/motornye-masla/acea-c3-i-drugie-evropeyskie-standarty-kachestva-motornykh-masel/
- https://ProMotornoeMaslo.ru/bez-rubriki/motornoe-maslo-c2-c3-chto-znachit/
- https://masladvig.ru/motornoe-maslo-s-dopuskom-s3-o-chem-jeto-govorit/