Расшифровка моторного масла: маркировка по API 0w20, 0w30, 10w40, 5w20, 5w40 синтетика, 15w40, 5w50, м10г2к, что обозначают цифры и буквы

Типы моторных масел

В продаже есть три вида моторных смазок – синтетические, полусинтетические и минеральные. Кратко рассмотрим особенности каждого варианта.

Синтетика

Синтетические масла (Fully Synthetic) — смазка для двигателя, полученная путем синтеза химических компонентов. Обладает широким диапазоном рабочих температур, отсутствием негативного воздействия на резиновые элементы и улучшенным качеством смазки.

Кроме того, в составе много добавок, призванных улучшить моющие и защитные свойства.

Синтетические вещества более устойчивы к низким и высоким температурам, им свойственна химическая инертность и минимальная летучесть.

В состав входят углеводороды и эфиры, которые определяют свойства смазки.

Средний показатель вязкости находится на уровне от 120 до 150. В зависимости от типа протекающих химических реакций бывают фтор- и хлорсодержащие, углеводородные, эфирные и другие виды.

Преимущества:

  1. Больший диапазон рабочих температур.
  2. Стойкость к образованию лакообразных пленок.
  3. Устойчив к высокому давлению.
  4. Оптимальная вязкость.
  5. Низкая летучесть, что особенно важно для нейтрализатора.

Минусы:

  1. Высокая химическая активность.
  2. Опасность коррозии.
  3. Несовместимость с минеральными маслами.
  4. Меньшая смазывающая способность.
  5. Высокая цена.

Как правило, недостатки синтетических веществ компенсируются за счет добавок, которые производители добавляют в продукт.

Полусинтетика

Другой вариант – полусинтетические масла (Semi Synthetic), сочетающие в себе свойства минеральной воды и синтетических веществ.

Такая смазка производится на основе минеральных масел, но предполагает использование синтетических присадок. Индекс вязкости от 120 до 140.

В итоге получается более бюджетный вариант с улучшенными параметрами и меньшей ценой.

В зависимости от производителя количество добавок может составлять 20-50%.

Полусинтетические масла содержат три ингредиента:

  1. Базовый состав.
  2. Добавки.
  3. Полимеры.

Основные функции выполняет базовое масло, и только 20% обеспечивают присадки. Кстати, последний является защитно-модифицирующим. Первый предназначен для улучшения свойств состава по отношению к двигателю, а второй — для изменения свойств.

В современных продуктах можно использовать до 30 различных присадок: моющие, антипенные, вязкостные, антиокислительные, противозадирные и другие.

Преимущества:

  1. Устойчивость к окислительным процессам.
  2. Способность работать в широком диапазоне температур.
  3. Долгий срок службы по сравнению с минеральной водой.
  4. Наличие защитных компонентов в составе.
  5. Низкая волатильность.
  6. Универсальное использование и возможность заливать в разные автомобили.
  7. Сниженная цена.

Минусы:

  1. Меньшая устойчивость и стабильность по сравнению с синтетическими продуктами.
  2. Не рекомендуется использовать в сильный мороз.
  3. Низкая стабильность при работе двигателя в экстремальных условиях.

Минералка

Минеральные масла (Mineral) – самый бюджетный вариант. Они получаются путем переработки нефти, но не имеют синтетических добавок и поэтому не могут похвастаться хорошими свойствами.

Средний индекс вязкости 85 — 100.

Для улучшения структуры из жидкости удаляют кислоты, серосодержащие компоненты и смолы, но идеального результата добиться не удается.

В последнее время все большую популярность приобретает технология гидрокрекинга, позволяющая создавать масла, не уступающие по свойствам синтетическим.

Добавки добавляются для улучшения свойств, но их количество не превышает 15% от общего объема. Такие составы предназначены для защиты от коррозии, износа и улучшения моющих свойств.

В состав минеральной воды входят парафины (щелочные, циклические), углеводороды и уже упомянутые выше добавки. Вязкость смазки зависит от температуры.

Преимущества:

  1. Сниженная цена.
  2. Хороший выбор.

Минусы:

  1. Плохая устойчивость к низким температурам и загустевание на морозе.
  2. Быстрое окисление и необходимость более частой замены.
  3. Появление шлака в двигателе при закипании.
  4. В основном предназначено для старых типов двигателей.

Если вы выбираете минеральный вариант, лучше отдать предпочтение гидрокрекинговым маслам, которые более высокого качества.

Дополнительные критерии

Также обратите внимание, что все моторные масла условно делятся на две категории по типу двигателя: для дизельных двигателей или бензиновых агрегатов. В продаже можно найти универсальные масла.

Также при выборе учитывайте возможность использования смазочных материалов на турбированных и атмосферных двигателях.

Как избежать покупки поддельного масла

Как не купить поддельное масло

Мы решили отметить основные моменты, которые помогут выбрать самое качественное моторное масло. Конечно, сложно сразу отличить качественный товар от дешевой подделки, но мы надеемся, что нижеизложенная информация будет вам полезна.

  • Цена

    Приятно найти значительную скидку на моторное масло. Однако подозрительно низкая цена – повод задуматься о качестве продукта. Помните, что даже ритейлеры крупных сетевых магазинов с высокими продажами не могут позволить себе большую скидку на товар, максимум — 3-5%. В мелких торговых точках продажи — это полная фикция.

    К сожалению, даже в крупных сертифицированных магазинах и торговых точках можно встретить подделку. В этом случае можно обвинить продавцов, которые недобросовестно продают контрафактную продукцию в магазине.

Что такое вязкость моторного масла

Основная задача моторного масла – обеспечить минимальное трение деталей цилиндро-поршневой группы двигателя при максимальной герметичности их контакта.

Важно понимать, что диапазон рабочих температур в двигателе колеблется в широких пределах и отличается от показаний, которые водитель видит на панели приборов, ведь там отображается температура охлаждающей жидкости, а это до 900С (оптимальные показания).

Температура масла в зависимости от нагрузки на двигатель, его марки, типа (бензин, дизель) может быть в пределах 140 — 150 градусов и более. При этом свойства в начале температурного диапазона и в конце могут сильно различаться.

Исходя из этого, становится понятно, почему различные производители двигателей для своих «детей мозга» прописывают оптимальные свойства масел, с которыми они будут работать с максимальной эффективностью, выдерживать большие нагрузки с минимальным износом.

Одним из таких важных свойств является вязкость — переменная, которая указывает на способность масла сохранять свою текучесть при различных условиях работы двигателя, оставаясь на его внутренних поверхностях без стекания.

Вязкость моторного масла при разных температурах работы двигателя можно определить по классификации SAE, о которой речь пойдет ниже.

Каждый производитель двигателей в тесном сотрудничестве с производителями моторных масел, исходя из характеристик SAE, допускает использование на агрегате той или иной марки смазочного материала.

Классификация моторных масел

При выборе смазки для двигателя необходимо учитывать классификацию моторных масел. Это необходимо для упрощения процесса выбора с учетом задач и характеристик товара, а также его соответствия действующим стандартам. Всего существует несколько вариантов международной классификации.

Давайте кратко рассмотрим доступные варианты.

SAE

Классификация, подразумевающая соответствие требованиям Общества автомобильных инженеров США. Характеризует параметр вязкости смазки для силовых агрегатов.

Учитывая эту характеристику, все масла условно делятся на 11 категорий, шесть из которых предназначены для эксплуатации зимой — от 0W до 25W, а пять — летом — от 20 до 60.

Важно учитывать, что это общая спецификация, поэтому ориентироваться нужно не только на нее, но и на другие параметры.

API

Еще один стандарт Американского института нефти. Указывает нижний предел стандартов на смазочные материалы для дизельных или бензиновых двигателей.

В отличие от SAE, он более продвинутый и позволяет сделать более точный выбор по мощности и производительности.

ACEA

Спецификации от европейских производителей машин. Впервые введена в 1991 году, заменив классификацию CCMC.

Для отдельных тестов требования соответствуют API, но лучше предпочесть ACEA, т.к здесь указаны более строгие критерии проверки.

Стандарт условно разделен на несколько классов – для бензиновых двигателей, для дизелей до 2,5 л, для бензиновых/дизельных агрегатов с нейтрализатором, а также для дизелей объемом 2,5 л и выше.

ILSAC

Еще один стандарт от Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов для двигателей. Появился благодаря инициативе японской и американской ассоциаций, занимающихся продажей автомобилей.

Здесь ужесточаются требования по пенообразованию, летучести, фильтрации, устойчивости к сдвигу и так далее

ГОСТ

Международный стандарт, дающий практическую классификацию моторных масел. Изложены требования и функции моторных масел для автомобилей, тракторов и другой техники.

Создан Международным техническим комитетом по стандартизации. Наибольшим спросом пользуются граждане СНГ.

Классификации, рассмотренные выше, различаются по типу и требованиям к смазке, что позволяет ориентироваться на соответствие одному или нескольким стандартам одновременно.

Что мы видим на этикетке

При покупке моторного масла важно внимательно изучить информацию на упаковке.


Здесь доступна следующая информация:

  1. Спецификация API и ACEA, по которой можно предварительно определить качество продукта и его применимость. Важно убедиться, что требования производителя к классу соответствуют тому, что заявляет производитель.
  2. Технологические свойства. Производитель часто указывает, что масло изготовлено с учетом современных технологий и соблюдения действующих международных патентов. Это свидетельствует об особых свойствах моторного масла и его способности справляться с любыми нагрузками.
  3. Допуски (одобрения) для производителей. Некоторые производители рекомендуют использовать определенные виды смазок. Например, может быть указано, что товар соответствует стандартам Peugeot, Opel, BMW и других марок.
  4. Название продукта и химический состав. Здесь нужно смотреть на тип масла, например синтетическое, минеральное или полусинтетическое. В противном случае эти данные не имеют большого значения.
  5. Штрих-код. С его помощью легко оценить, в какой стране произведен продукт, убедиться в его оригинальности и получить дополнительную информацию.
  6. Область применения. Производитель должен указать транспорт, для которого предназначено данное изделие. Например, для легковых автомобилей с бензиновыми двигателями.
  7. Номер партии и дата производства. Это также помогает сделать выбор, когда возникают трудности.
  8. Псевдомаркировка. Многие производители используют разные надписи на упаковке для привлечения внимания покупателей. Однако практического применения они не имеют.
  9. Специальные категории.
  10. Индикация вязкости. Считается важнейшим параметром, по которому можно судить о возможности использования моторного масла в определенный сезон и применительно к определенному модельному ряду. Важно следить за тем, чтобы указанный класс соответствовал запросам производителя.

В совокупности вышеперечисленные характеристики позволяют принять решение о покупке смазочных материалов и, как следствие, избежать негативных последствий для двигателя.

Виды масла для бензинового двигателя

Минеральные варианты производятся непосредственно из нефти. Все начинается с перегонки, затем масляные фракции очищаются с помощью селективной или кислотной очистки. Для синтетических веществ предпочтительным является метод органического синтеза. Основа из тех же нефтепродуктов, но переработка сырья более глубокая.

Существует несколько видов синтетических масел, изготовленных из:

  1. Сложные эфиры.
  2. Силиконы или полиорганосилоксаны.
  3. Гликоли.
  4. Полиальфаолефины.

Эти вещества смешивают в разных пропорциях.

Полусинтетическая группа. Они образуются путем добавления к минеральным маслам веществ, полученных путем синтеза органического материала. Моторное масло без присадок называется базовым маслом.

Полиальфаолеины. Реакция синтеза из этилена – так получают эти вещества. Этил относится к группе простейших алкенов. Однородный молекулярный состав является одной из основных особенностей, но не единственной.

Жидкости на основе синтетических веществ ПАО имеют ряд преимуществ:

  1. Увеличенный межсервисный интервал.
  2. Двигатель безопасно запускается при низких температурах.
  3. Моющие средства — держите двигатель в чистоте.
  4. Сохранение химических свойств на протяжении всего срока эксплуатации.
  5. Устойчивость к окислительным процессам.
  6. Потребление угарного газа низкое.
  7. Трение уменьшается, что повышает экономичность.
  8. Обладает высокими антифрикционными свойствами.

Для чего нужно разбираться в маркировке моторного масла

Большинство автолюбителей слабо представляют, по каким параметрам выбирать этот важный для здоровья автомобиля компонент.

Это вполне естественно, ведь, во-первых, автопроизводители обо всем уже позаботились за нас. Они указали в мануале, какие марки масел являются наиболее оптимальными для двигателя именно вашего автомобиля.

Если вы будете следовать рекомендациям, то, скорее всего, избежите серьезных проблем в течение всего периода эксплуатации.

Во-вторых, современные автомобильные смазки универсальны и качественны (по сравнению с теми, которыми пользовались автолюбители в прошлом веке). Их не нужно менять сезонно, достаточно просто периодически следить за уровнем и вовремя менять/пополнять.

автомобильное масло как расшифровать

Однако из каждого правила есть исключения. Производители автомобилей не могут учесть все особенности эксплуатации автомобиля конкретным водителем при составлении спецификации. Например, оригинальное масло может быть вам не по карману или просто недоступно в вашем регионе.

Учитывая все это, автовладельцам будет не лишним знать, по какому принципу классифицируются моторные масла и как читать их маркировку.

Проблемы

Проблемы с переходом

Проблемы возникают, если владелец автомобиля раньше использовал некачественные масла. Или нарушены интервалы замены. Из-за этого уплотнительные элементы частично или полностью теряют эластичность.

Под воздействием минеральной воды отложения внутри двигателя постепенно «вымываются». Они идут слой за слоем. Из-за синтетических масел с внутренней поверхности отслаиваются отложения. По этой причине может засориться маслоприемная сеть, а также маслоканалы.

Активируется «масляное голодание». Результат – быстрый коллапс. Сальниковые уплотнения поглощают отложения. Устраните барьеры, препятствующие утечкам.

Не рекомендуется использовать синтетические жидкости:

  1. Для роторно-поршневых двигателей.
  2. При наличии заездов с соответствующими требованиями или после капитального ремонта. Для обкатки используется только качественное минеральное масло.
  3. С упаковочными коробками. Здесь возможны утечки.
  4. При наличии уплотнительных элементов, потерявших эластичность.
  5. С внутренними поверхностями, имеющими отложения.

Классификация моторных масел и их обозначение

Если вы когда-нибудь внимательно рассматривали масляную тару двигателя «железного коня», то наверняка замечали такие аббревиатуры, как SAE, API, ACEA или ILSAC, ГОСТ. Они показывают, какое сообщество экспертов по автомобильной химии подготовило тест.

  • SAE — это классификация, принятая Американским обществом автомобильных инженеров. Он признан во всем мире как эталон;
  • API – рейтинг Американского института нефти;
  • ACEA и ILSAC – классификация европейских и японских автопроизводителей соответственно;
  • ГОСТ — российская стандартная система.

Каждому из этих обозначений соответствует буквенно-цифровой код, характеризующий те или иные свойства моторного масла.

Показателей, по которым оценивают автомобильные смазки, довольно много, но большинство из них специалисты. Специалисты разбираются в таких узких понятиях, как, например, уровень сульфатной зольности моторных масел. Впрочем, обычному водителю такие знания и не нужны.

жидкость от моли подбор масла по марке автомобиля

Ему достаточно знать, как в целом эксперты оценивают ту или иную марку по основным критериям. Это включает:

  • масляный состав;
  • температурный режим — SAE;
  • экологичность.

Этих оценок достаточно, чтобы сделать правильный выбор. При этом водитель должен представлять себе условия, в которых должен эксплуатироваться автомобиль.

Например, если вы в основном ездите на частые короткие поездки и подолгу стоите в городском потоке, то двигатель больше подвержен перегреву. Поэтому следует выбирать более качественное моторное масло.

Как интерпретировать ACEA, ILSAC  и ГОСТ

В разных регионах мира специалисты по автохимии выработали разные подходы к оценке моторных масел.

ACEA

Европейские производители автомобилей выделяют всего три категории:

  • А/В — для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей;
  • C — для автомобилей, оснащенных катализаторами очистки выхлопных газов;
  • Е – для крупногабаритных транспортных средств (грузовиков, автобусов и т д).

ILSAC

Японская классификация по своему подходу близка к американской API, но в отличие от последней под тест ILSAC попадают только энергосберегающие и всесезонные смазки.

Всего японцы выделяют шесть классов: GF-1, 2, 3, 4, 5 и 6. Первый уже устарел, поэтому покупать масло с такой маркировкой не стоит.

Выбор качественного моторного масла для бензиновых двигателей

Как выбрать масло, если у двигателя большой пробег

Автомобиль с большим пробегом – это и изношенный двигатель, и низкая цена, если мы не говорим об очень редкой машине. Денег у владельца обычно не хватает, а расход масла двигателем увеличивается. Поэтому разумно использовать более дешевые масла на минеральной основе, но в любом случае не ниже группы качества и эффективности API/ACEA, чем того требует производитель.

Выбор масла для двигателя с турбонаддувом

Любой турбодвигатель — это повышенная удельная нагрузка на основные узлы ЦПГ и КШМ, повышенные темпы старения. Турбодвигатели желательно запускать на маслах с повышенной температурной стабильностью. В линейке ROLF они обозначены соответствующим логотипом High Thermal Stability на упаковке.

Выбор масла с учетом классификации

Классификация по SAE

Спецификация вязкости SAE — это удобный способ сравнить характеристики масла. Этот стандарт измеряет вязкость при следующих температурах:

  • отрицательный (исходные свойства моделируются зимой);
  • условно близко к рабочим (поведение масла на горячем двигателе).

По результатам измерений выбирается соответствующий класс. Чем выше индекс, тем гуще масло при тех же условиях. Для зимних классов (измерения проводились при отрицательных температурах) указывается суффикс W (зимний). Например, для всесезонного масла обозначение SAE 10W-40 объединяет зимний класс вязкости 10W и летний 40. По сравнению с ним масло 5W-40 будет более жидким зимой, а 10W-50 будет иметь более высокую вязкость при работе двигателя температура.

Классификация по API

По американскому стандарту API выделяют классы качества для двигателей, работающих на бензине, смесях этанола или природном газе (S), а также для дизельных двигателей (С). Чем ниже по алфавиту буква после класса (S или C), тем более строго масло соответствует требованиям. Например, API SN является более строгим, чем API SM. Универсальные масла для дизельных и бензиновых двигателей имеют оба обозначения (например, API SL/CF).

Классификация по ACEA

Европейская система изначально копировала американскую, только группа для бензиновых двигателей называлась А, а для дизелей — В. По ней каждый последующий стандарт последовательно получал новый номер, то есть требования АСЕА А4 накладывались на АСЕА Требования А3. В дальнейшем из-за ужесточения европейских экологических норм появились дополнительные классы. Для бензиновых и дизельных двигателей, соответствующих нормам Евро 4 и превышающих их, выделена группа С, для дизелей большегрузных автомобилей — Е. Здесь порядок нумерации уже не указывает на полное совпадение требований, как указано выше.

Рейтинг лучших моторных масел 5w30

Рейтинг лучших моторных масел 5w30

Мы собрали список моторных масел, которые, по нашему мнению, являются лучшими в каталогах 2018-2019 года. Если вы не знаете, какому производителю доверять, посмотрите наш рейтинг. Список ТОП продуктов составлен на основе опроса автовладельцев и экспертов. Важным критерием было соотношение цена/качество продукта.

  1. Motul Special dexos2 5W-30

    Продукт подходит практически для всех типов двигателей. Синтетическая смазка в основном используется в бензиновых двигателях или четырехтактных дизельных двигателях. Рекомендуется для внедорожников и автомобилей с двигателями с раздельным впрыском. Motul Specific dexos2 5W-30 — масло нового поколения. Большим преимуществом также является повышенный уровень защиты окружающей среды. Во время движения двигатель с такой смазкой выбрасывает меньше выхлопных газов.

  2. Кастрол Эдж 5W-30

    Качественное масло, изготовленное по новейшей технологии Titanium FST, позволяет двигателю работать более продуктивно. Преимуществом данного продукта по сравнению с конкурентами является прочная масляная пленка, образующаяся на деталях двигателя. Даже при высоких нагрузках масло Castrol отлично справляется с задачей защиты. Кроме того, такая смазка обеспечивает экономичный расход топлива.

  3. MOBIL 1 ESP Формула 5W-30

    Синтетическое базовое масло обеспечивает чистоту двигателя даже при большом пробеге. Подходит для дизельных и бензиновых двигателей. MOBIL содержит специальные технологические компоненты, которые придают моторному маслу определенную эксклюзивность. Он также производит более чистые выхлопные газы.

  4. LIQUI MOLY Special Tec AA 5W-30

    Еще один синтетический продукт, помогающий защитить двигатель от износа. LIQUI MOLY Special Tec AA 5W-30 имеет специальную рецептуру, снижающую расход топлива и выбросы вредных веществ в окружающую среду. Детали двигателя вашего автомобиля останутся чистыми, а сам двигатель прослужит намного дольше. Продукт рекомендуется для азиатских и американских автомобилей.

  5. Лукойл Генезис Кларитех 5W-30

    Моторное масло для любой погоды и времени года. Подходит для бензиновых и дизельных двигателей. Смазка Лукойл Genesis Claritech продлит срок службы вашего двигателя, а также поможет улучшить работу систем нейтрализации отработавших газов.

  6. ТОТАЛ Кварц INEO ECS 5W-30

    Еще одно моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей. Смазка TOTAL Quartz характеризуется низким содержанием сульфатной золы, малым содержанием частиц фосфора и серы. Благодаря такому уникальному составу выхлопные газы выбрасываются в более чистом виде, а топливо расходуется более экономно.

  7. General Motors Dexos2 Longlife 5W-30

    Одно из лучших масел для использования в суровых погодных условиях и агрессивной езде. Смазка узлов двигателя происходит быстро и при этом снижается расход масла. При работе двигателя, куда заливается такое масло, на деталях появляется толстая масляная пленка, предохраняющая элементы агрегата от быстрого износа. Продукт также хорошо показал себя при низких температурах. Двигатель работает как надо. Масло синтетический продукт, цена соответствует качеству.

Как грамотно выбрать машинное масло

Производители автомобилей указывают рекомендуемое моторное масло и его допуски в руководстве по эксплуатации. Возможен выбор масла по тем же критериям, пока сохраняется гарантия. При грамотном подходе к выбору масла свойства неоригинального масла не будут уступать оригинальному, а в некоторых случаях и превосходить его.

Масла следует выбирать по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу двигателя и году выпуска). Рекомендуемые допуски для этих классификаций должны быть указаны в инструкциях.

Рекомендации по выбору моторного масла по вязкости:

  • при пробеге не более 25% от заложенного ресурса (новый двигатель) необходимо заливать моторные масла SAE 10W-40 или 5W-40 вне зависимости от сезона;
  • в технически исправный двигатель (длина 26-74% от заложенного ресурса) рекомендуется заливать моторные масла вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года вне зависимости от сезона — 5W-40;
  • в старый двигатель (длина более 76% заложенного ресурса) необходимо заливать моторные масла вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года, и 5W-40, 10W-40 — про зиму, в любое время года — 5W-40. 

По классификации API моторные жидкости необходимо выбирать по классу SM или SN для современных бензиновых двигателей, для дизелей не ниже CL-4 PLUS или CJ-4 для автомобилей с экологическими классами ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

Расшифровка маркировок API

Подумайте, что означают буквы и цифры в классе смазочных материалов API. В начале маркировки стоит буква, обозначающая тип двигателя, в котором может использоваться масло:

  • S — в бензине;
  • С — в дизеле.

Большинство современных смазочных материалов универсальны и могут использоваться в двигателях, работающих как на дизельном, так и на бензиновом топливе. В этом случае обозначение API будет состоять из двух букв API SL/CF или API SL, API CF.

Основные характеристики моторных масел

Наиболее важные свойства моторных масел следующие:

  • Вязкость – важнейший параметр смазочного материала, определяющий тип двигателя для эксплуатации.
  • Зольность — количество присутствующих в материале примесей, образующих золу после выгорания смазки. Высокозольные масла склонны к нагарообразованию.
  • Закоксовывание – это свойство, определяющее, насколько смазка подвержена смолообразованию и образованию сажи.
  • Щелочное число — это параметр, который определяет, сколько щелочей и кислот присутствует в масле.
  • Моющие свойства.
  • Объем механических примесей в составе смазки вызывает засорение фильтров и масляных каналов, из-за чего детали быстрее изнашиваются.
  • Объем воды в составе смазки, что улучшает свойства и влияет на стоимость.
  • Цвет и прозрачность.
  • Температура застывания, при которой смазка теряет текучесть.

Как классифицируются моторные масла

Разработчики двигателей подбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от конструктивных особенностей и условий эксплуатации.

Можно заливать неоригинальные моторные жидкости, но с учетом класса качества и групп качества, рекомендаций производителя. Правильно подобранное неоригинальное масло, отвечающее всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае поломки двигателя.

SAE

Всемирно известная классификация масел для двигателей – SAE – класс вязкости в зависимости от температуры окружающей среды, при которой работает двигатель.

Изменения внешних температур изменяют вязкость рабочей жидкости; при низких температурах для оптимальной работы двигателя масло должно оставаться достаточно жидким, а при высоких температурах оно должно быть достаточно густым, чтобы защитить двигатель.

По стандартам SAE моторные масла делятся на семнадцать классов от 0W до 60W.

Среди них восемь для зимней эксплуатации (первые цифры 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для летней эксплуатации (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).

Первое число сообщает о минимальной температуре ниже нуля, когда масло закачивается в двигатель насосом и двигатель благополучно запускается.

Второе число характеризует вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем больше число, тем гуще жидкость при высоких температурах.

Разделение обоих чисел W указывает на использование всесезонных моторных жидкостей.

Наиболее распространенные в России индексы вязкости для холодного пуска двигателя (первые цифры — температура:

  • 0 Вт ниже -35°C;
  • 5 Вт до -30°C;
  • 10 Вт до -25°C;
  • 15 Вт до -20°C;
  • 20 Вт до -15°C.

Наиболее распространенными в России другими числами индексов, характеризующих максимальную температуру наружного воздуха, являются:

  • 30 +25°С;
  • 40 от +30°С до +45°С (в зависимости от первых цифр — при 0Вт +30°С, при 5Вт +35°С, при 10Вт +35°С, при 15Вт и 20Вт +45°С).

В умеренно холодную зиму и нежаркое лето рекомендуется заливать масло 10W, так как оно более универсально, подходит для многих автомобилей. В очень холодные зимы следует доливать рабочую жидкость с индексом 0W или 5W.

Современные двигатели с пробегом не более 50% от планового ресурса требуют масла с малой вязкостью.

API

Классификация API предполагает разделение рабочих жидкостей на две категории – «S» для бензиновых двигателей и «С» для дизельных двигателей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, используется двойная маркировка через дробь, например SF/CH.

Далее следует подразделение уровня производительности (вторая буква). Чем дальше вторая буква по алфавиту, тем лучше такие моторные масла обеспечивают работу двигателя и снижают расход жидкости на угар.

Классы машинных масел для бензиновых двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • SN для двигателей современных автомобилей с высоким классом экологичности и энергосбережения;
  • СМ с 2004г.;
  • СЛ с 2000г.;
  • СЖ с 1996г.;
  • СХ с 1993 г

Масла класса SN рекомендуется заменять раньше.

Классы моторных жидкостей для дизельных двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • CJ с 2006 года, чтобы обеспечить максимальную защиту окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу;
  • КЛ с 2002 г с учетом экологических норм в 2002 г., а с окончанием ПЛЮС, введенных в 2004 г с повышенными экологическими требованиями в 2004 г.;
  • СН с 1998 г., для эксплуатации на высоких скоростях с учетом экологических норм с 1998 г.;
  • ЦГ с 1995 года, для условий работы при повышенной нагрузке и скоростных режимах;
  • CF-2 для двигателей с непрямым впрыском с 1994 г.в., CF-4 с 1990 г.в для двигателей, работающих в скоростных режимах;
  • CE с 1993 года для условий работы при высокой нагрузке.

Цифра 2 или 4 через тире указывает на двухтактный или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили имеют четырехтактный двигатель.

Моторные жидкости классов SM и SN подходят для двигателей с турбонаддувом.

ACEA

Классификация ACEA является европейским аналогом API.

В последнем издании 2012 года моторные масла разделены на категории:

  • A/B для бензиновых (A) и дизельных (B) двигателей;
  • C для дизельных и бензиновых двигателей с повышенным экологическим классом и наличием сажевых фильтров и катализаторов;
  • E для дизельных двигателей большегрузных автомобилей.

Классы и основные характеристики по последней редакции:

  •  А1/В1 предназначено для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, увеличенные интервалы замены масла, низкий коэффициент трения;
  • A3/B3 предназначено для использования в бензиновых и дизельных двигателях большой мощности легковых автомобилей, увеличенных интервалах замены, тяжелых условиях эксплуатации, всепогодных условиях;
  • А3/В4 предназначен для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях, экономит топливо;
  • А5/В5 предназначен для использования в высоконагруженных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, увеличенные интервалы замены;
  • С1 и С2 заливают в высокофорсированные дизельные и бензиновые двигатели легковых автомобилей, оборудованные сажевыми фильтрами и трехходовыми нейтрализаторами, низким коэффициентом трения, экономией топлива и продлением срока службы сажевых фильтров и катализаторов, различаются содержанием различных присадок;
  • С3 и С4 предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей, оснащены сажевым фильтром и трехходовым нейтрализатором, продлевают срок службы сажевого фильтра и катализатора, различаются по количеству присадок;
  • Е6 предназначен для тяжелонагруженных дизельных двигателей грузовых автомобилей, оснащенных сажевыми фильтрами и нейтрализаторами, увеличенным интервалом замены;
  • Е7 предназначен для дизельных двигателей грузовых автомобилей, работающих в особо тяжелых условиях, оборудованных системами рециркуляции с нейтрализаторами, без сажевых фильтров, увеличенный интервал замены;
  • Е9 предназначено для самых современных дизельных двигателей с повышенной нагрузкой и самыми строгими экологическими требованиями, как с сажевым фильтром, так и без него, увеличенными интервалами замены.

ILSAC

Классификация моторных масел ILSAC разработана для сертификации и лицензирования рабочих жидкостей для двигателей легковых автомобилей, выпускаемых в США и Японии.

Свойства машинных жидкостей по классификации ILSAC:

  • энергосбережение;
  • сниженный расход топлива;
  • низкая вязкость;
  • устойчивость к пенообразованию;
  • низкая волатильность;
  • защита от засорения катализаторов за счет низкого содержания фосфора.

Классы качества и год введения:

  • ГФ-1 старшего класса, по API SH, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W под другими номерами 30, 40, 50, 60;
  • ГФ-2 с 1996 года, по API SJ, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W с другими номерами 20, 30, 40, 50, 60;
  • ГФ-3 с 2001 года, в соответствии с API SL, отличием от ГФ-2 и API SJ являются улучшенные противоизносные и антиокислительные характеристики и энергосберегающие параметры;
  • ГФ-4 с 2004 года соответствует API SM с энергоэффективными показателями и улучшенными моющими и антиокислительными свойствами, по индексам SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместим с катализаторами;
  • ГФ-5 с 2010 года отличается от ГФ-4 повышенной энергоэффективностью и противоизносными свойствами и совместимостью со всеми системами защиты окружающей среды.

ГОСТ

Классификация моторных масел по ГОСТ 17479.1 была первоначально принята в СССР в 1985 году, но с учетом изменений в автомобилестроении и экологических требований последняя редакция была в 2015 году.

Классификация машинных масел по ГОСТ согласно международным требованиям

В зависимости от области использования машинные масла делятся на группы от А до Е.

Маркировка моторных масел по SAE

При покупке смазки обращайте внимание на маркировку на таре, а именно тип SAE. Это международный стандарт, из которого легко сделать вывод о вязкости продукта в разных диапазонах температур.

Проще говоря, вы можете увидеть минимальную и максимальную допустимую температуру.

Учитывая SAE масла, можно встретить обозначение типа XW-Y, где первый и последний символы — это какие-то цифры.

Первый показывает более низкую температуру, при которой смазка будет выполнять свои функции. Что касается буквы W, то она указывает на возможность использования смазки зимой.

Что обозначают буквы и цифры

Для простоты сведем в таблицу, что означают буквы и цифры.

Значения

Маневренность

Прокачиваемость

0 Вт

-30 0С

-40 0С

5 Вт

-25 0С

-35 0С

10 Вт

-20 0С

-30 0С

15 Вт

-15 0С

-25 0С

20 Вт

-10 0С

-20 0С

25 Вт

-5 0С

-15 0С

Проворачиваемость — показывает способность проворачивать детали цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) двигателя при определенной вязкости моторного масла и температуре окружающей среды.

Прокачиваемость — способность масла прокачиваться через систему при определенной вязкости без предположения о сухом трении деталей ЦПГ. Как правило, температура прокачиваемости на 50°С ниже начальной температуры. Прокачиваемость в мороз обеспечивается минимальной кинематической вязкостью зимних масел.

Второе число можно использовать для оценки минимального/максимального параметра вязкости смазки при нагреве до температуры 100-150 градусов Цельсия.

Чем выше этот параметр, тем гуще жир при нагреве. При уменьшении этого показателя работает обратная зависимость.

Для удобства сведем пределы температурной вязкости в таблицу.

Имя

Значения температуры

0w20

от -25 до +20

0w30

от -25 до +20

5w50

от -30 до +45

5w20

от -30 до +15

5 на 30

от -30 до +20

5w40

от -30 до +35

5w50

от -30 до +45

10w40

от -20 до +35

15 на 30

от -15 до +35

15w40

от -15 до +45

20w40

от -10 до +45

20w50

от -25 до +45 и выше

САЕ 30

от 0 до +45

Сезонность моторных масел

Покупая смазку для двигателя, необходимо учитывать, что она может меняться в зависимости от сезона использования. Здесь есть несколько вариантов.

Зимние

Предназначены для эксплуатации при минусовых температурах, отличаются более высокой текучестью. Такое моторное масло легко узнать по наличию в обозначении буквы W. Например 10Вт, 15Вт и так далее

Использование такой смазки в жаркую погоду не рекомендуется из-за отсутствия необходимой защитной пленки.

Кроме того, не удается создать необходимое давление в двигателе из-за повышенной текучести.

Источники

  • https://AutoTopik.ru/masla/rasshifrovka-oboznachenija-cifr-i-bukv.html
  • https://rad-star.ru/pressroom/articles/kak-vybrat-motornoe-maslo/
  • https://vash.market/avto/avtohimiya/maslo-dlya-benzinovogo-dvigatelya.html
  • https://media.halvacard.ru/auto/chto-v-imeni-tebe-moem-ili-kak-rasshifrovat-markirovku-motornogo-masla/
  • https://RolfOil.ru/motornye-masla-dlya-benzinovyh-dvigateley.html
  • https://AutoVogdenie.ru/klassifikaciya-i-oboznachenie-motornyx-masel-indeks-vyazkosti.html
  • https://katana-oil.ru/articles/tekhnicheskie-kharakteristiki-motornykh-masel/

[свернуть]
Share